Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
Пособие является методическим руководством для учителей, работающих с учебно-методическим комплектом А. В. Поляковой “Русский язык”1 в 1 и 2 классах.
Программа курса русского языка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Содержание курса направлено на формирование теоретических представлений о системе русского языка, его фактах, закономерностях, овладение культурой устной и письменной речи во всех её проявлениях, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову и русскому языку в целом и личностному развитию учащихся. Содержание комплекта способствует освоению универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, — основы умения учиться.
Линия учебников и тетрадей “Русский язык” для 1—2 классов общеобразовательных организаций создана на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л. В. Занкова, направленных на общее развитие учащихся, и доработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Методической основой эффективности обучения русскому языку, решения задач общего развития младших школьников и овладения знаниями являются типические свойства методической системы Л. В. Занкова: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность2.
Типические свойства являются опосредствованным звеном между дидактикой и методикой, своеобразным мостиком к технологии обучения.
Многогранность заключается в том, что используются свойственные учебному материалу разнородные функции: он служит не только усвоению знаний и навыков, но и вовлечению в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, эстетической.
Процессуальность представляет собой беспрерывное, взаимосвязанное движение, изменение каждого познаваемого элемента по мере овладения последующими элементами и осознания соответствующего целого.
В процессе усвоения новой темы элементы знаний, усвоенные ранее, вступают в широкие системы связей и благодаря этому прогрессируют. Новые знания включаются в систему постепенно. Осуществляющаяся внутренняя связь элементов учебного материала — это не только непосредственные переходы к близко расположенным элементам. Ещё большее познавательное значение имеет создание таких дидактических ситуаций, в которых переходы к не рядом расположенным элементам выступают как приём обучения, имеющий развивающее значение в организации процесса познания. Усложнение соотношений элементов приводит к углублению познания. Постоянный возврат к пройденному материалу не является простым повторением в целях запоминания, а служит средством умственного развития школьников, ибо оно “заключается в умножении числа мыслимых объектов с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними” (И. М. Сеченов).
Коллизии — свойство, из которого следует, что для интенсивности учения школьников необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого и нового знания (нового способа действия с предшествующим, индивидуального опыта с тем, который ещё только требуется усвоить). Включение в учебный материал конфликтующих фактов, событий, способов действия и подведение учащихся к их теоретическому осмыслению служит более глубокому усвоению знаний и развитию мышления.
Вариантность проявляется в зависимости от многообразно варьирующихся конкретных условий, прежде всего индивидуальных особенностей школьников.
Свойства методической системы могут быть реализованы лишь в единстве с дидактическими принципами обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием всех учеников (в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых), осознание школьниками процесса учения. Именно указанными дидактическими принципами определяются границы изменчивости методической системы в конкретных условиях её применения — в зависимости от сложившегося в опыте учителей стиля работы, от индивидуальных особенностей детей, закономерностей усвоения учебного предмета учащимися. Вариантность методической системы может выражаться в различном построении учебного процесса, в использовании приёмов работы, последовательности заданий, их характере, т. е. в изыскании путей и средств целесообразного видоизменения методической системы, отвечающего творческим возможностям учителя и учащихся (см. раздел “Реализация типических свойств методической системы Л. В. Занкова в курсе “Русский язык”, с. 32—39).
В реализации задач общего развития учащихся предмету “Русский язык” принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах обучения.
В целом курс русского языка четырёхлетней начальной школы не является пропедевтическим, т. е. предусматривающим предварительный курс знаний. Он предполагает системное приобретение знаний, умений и навыков начиная с 1 класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка — фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
1 Учебно-методический комплект включает в себя следующие издания: “Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. В. Поляковой. 1—4 классы” (авт. А. В. Полякова, Н. А. Песняева); учебники “Русский язык. 1 класс”, “Русский язык. 2 класс” в 2 частях (авт. А. В. Полякова); “Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс”, “Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс” в 2 частях (авт. Н. А. Песняева, С. В. Анащенкова); “Русский язык. Методические рекомендации. 1—2 классы” (авт. А. В. Полякова, Н. А. Песняева).
2 См.: Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. — М., 1975. — С. 402.