Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Личностные результаты - ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК АВТОРА А. В. ПОЛЯКОВОЙ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержание учебников и тетрадей для 1—2 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты
1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов.
С этой целью в учебники и тетради 1—2 классов включены тексты, позволяющие ребёнку познакомиться со своей культурой и культурой других народов и национальностей; осознать себя гражданами своей страны; положить начало формированию ценностей общества и семьи.
Эти тексты, в частности, используются при изучении тем “Большая буква” (“Правописание имён, отчеств, фамилий людей”, “Правописание кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек”), “Русская азбука, или Алфавит”, “Имена собственные”, “Секреты речи”, “Текст”, “Речь”.
Кроме того, в упражнениях используются литературные произведения классической и современной детской литературы, что позволяет познакомить ребёнка с творческим наследием России и cформировать чувство гордости за свою страну.
2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
О многообразии животного и растительного мира и необходимости бережного к нему отношения рассказывается в текстах упражнений учебника и тетрадей. Природоведческие и литературные тексты знакомят детей с явлениями природы, растениями и животными; через содержание текстов дети узнают о забавных случаях из жизни животных, о необходимости бережного отношения к природе (1 кл. — упр. 10, 43, 44, 82, 113; 2 кл., ч. 1 — упр. 132, 177, 178, 190, 212, 219; 2 кл., ч. 2 — упр. 16, 18,61, 241, 246 и др.)
В учебниках и тетрадях использованы тексты З. Александровой, С. Аксакова, К. Бальмонта, В. Бианки, Е. Благининой, С. Городецкого, В. Лунина, Д. Мамина-Сибиряка, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Е. Серовой, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Г. Снегирёва, И. Соколова-Микитова, И. Сурикова, А. Твардовского, Е. Трутневой, Ф. Тютчева, К. Ушинского, К. Чуковского и др., а также загадки, пословицы и поговорки, посвящённые животному и растительному миру.
О многоликости нашей страны, о традициях и обычаях её народа, о её культуре учащиеся узнают из текстов Л. Успенского, а также при работе над объяснением значений народных примет, пословиц, поговорок, устойчивых выражений. Задания, предлагаемые к упражнениям, побуждают детей высказывать собственное мнение и выслушивать другие мнения, рассуждать, доказывать, объяснять.
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формированию мотивов учебной деятельности служит система так называемых “хитрых вопросов”. Они выступают в качестве “пускового механизма” умственной деятельности, направляют внимание ребёнка на предстоящую работу, вызывают интерес, создают условия для попытки самостоятельно ответить на вопросы. Формулировка вопросов усложняется от класса к классу, что мотивирует школьника на поиск ответа при изучении темы, способствует полноценному становлению мотивов учения и осознания изучаемого материала на личностном уровне — это мне надо знать как носителю русского языка.
Приведём примеры “хитрых вопросов”, которые ставятся перед учениками в рамках одной темы: 1 класс — “Как получается предложение?”, “Нужны ли в речи разные предложения?”; 2, ч. 1 класс — “Что такое предложение?”, “Что такое основа предложения?”, “Какие члены предложения главные?”, “Как устанавливается связь между словами в предложении?”.
С учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста в учебниках 1—2 классов на материале упражнений создаются коллизии (противоречия), способствующие формированию мотивов учения, осознанию личностного смысла учения и активизации учебной деятельности ребёнка. Например, 1 кл.: упр. 21 (2); упр. 64 (3); упр. 94 (2); упр. 148 (1, 2) и др.; 2 кл., ч. 1: упр. 65 (2); ч. 2: упр. 16 (2, 3); упр. 109 (2); упр. 123 (4) и др.
Обращение в заданиях к упражнениям вида “Объясни. Докажи” и др. показывает персональную обращённость к ребёнку, учёт его собственного мнения, что также способствует появлению личностного смысла в учении и росту мотивации учебной деятельности.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств подчинены, по сути, все тексты упражнений, поскольку это заложено самой системой русского языка. Особый подбор словесного материала, текстов известных детских писателей, различных народных песенок, пословиц, народных изречений и т. д. позволяет организовать систематическую работу с единицей языка, несущей смысл, — словом, предложением и текстом. Дети наблюдают, сравнивают, анализируют, при этом происходит развитие их речи, формируются познавательные мотивы общения, интерес к явлениям окружающей действительности.
Языковой материл часто представлен в форме загадок, шуточных стихотворений, диалогов, оригинальных текстов о животном и растительном мире, что открывает возможность обсуждения чувств героев, их ценностей, а также возникающего настроения.
Формированию эстетических потребностей и чувств способствуют, например, такие задания: “Подбери по рифме пропущенные слова”, “Напиши рифмующиеся слова” (1 кл. — упр. 43, 73, 83; 2 кл., ч. 1 — упр. 64 и др.), “Подбери к слову противоположное (близкое) по значению слово” (1 кл. — упр. 44, 96 (2); 2 кл., ч. 1 — упр. 18, 19 и др.), “Какое сравнение есть в этом стихотворении?”, “Подчеркните строчку с эпитетом” и т. п. (1 кл. — упр. 53, 147, 154; 2 кл., ч. 2 — упр. 155 (3) и др.), “Найди секрет речи” (1 кл. — упр. 10 (2), 136 (2), 2 кл., ч. 1 — упр. 40 (3), 181 (2) и др.) и многие другие.
5. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
В учебниках всех четырёх лет обучения содержится достаточное количество текстов, направленных на воспитание человека, способного осознавать свои чувства и чувства близких ему людей, сопереживать им, соблюдать общепринятые этические нормы. На это направлены и упражнения тематики, непосредственно касающейся данного вопроса: “Правописание имён, отчеств, фамилий людей”, “Правописание кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек”, “Имена собственные”, “Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные”, “Текст”, “Секреты речи”, “Речь”. В последних трёх темах постоянно фигурируют тексты (например, В. Осеевой, Е. Пермяка и др.), которые побуждают детей к осознанию вежливого общения, к осмыслению норм поведения, принятых в обществе (1 кл. — упр. 142, 143, 145 и др.; 2 кл., ч. 1 — упр. 191, 192, ч. 2 — упр. 185, 227 и др.).
Учащиеся, познавая родной язык, одновременно обсуждают заботу о старших и младших членах семьи; прорабатывая содержание упражнений, дети учатся осознавать свои ошибки, заботиться о друзьях, делиться с ними своими переживаниями, уважать другого человека.
Языковым материалом многочисленных упражнений учебников и тетрадей являются пословицы и поговорки, фразеологические обороты, осмысление значений которых побуждает учеников задуматься над осознанием этических понятий, смыслом, который вложил народ в эти понятия (1 кл. — упр. 133; 2 кл., ч. 1 — упр. 27, 40, 45 и др., ч. 2 — упр. 122, 129, 138 и др.).
6. Навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Дети младшего школьного возраста практически ещё только начинают приобретать навыки общения в коллективе, они учатся соблюдать правила работы и поведения в паре, группе. В связи с этим в учебники и тетради 1—2 классов включены упражнения и задания, которые дети могут выполнять в парах или в группах (например, творческие задания, связанные с нахождением “секретов речи”, составлением текста, восстановлением текста, а также совместный поиск ответов на “хитрые вопросы” или работа по памятке). Такие задания учат детей общению и сотрудничеству со взрослым и со сверстниками. Выполняя такие задания, школьники приобретают первоначальные навыки работы в группе и учатся соблюдать правила, находить компромиссы при возникающих разногласиях.