Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Слово - центральная единица языка - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Цели: повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования ответа; отработать навыки выделения главного в содержании текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М. В. Ломоносова. Послушайте: “Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?”.
Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно “сделано”; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца § 1 учебника: “именно в слове отражено все многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)...” (с. 10).)
Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово.
(Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово “плим” на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признаками должно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением, словообразовательным значением.)
— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)
— Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.)
Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.
3. Работа с раздаточным материалом.
Перед вами отрывок из книги “Слово о словах” Льва Васильевича Успенского (Л., 1971). Озаглавьте текст, определите главную мысль.
— О скольких значениях (оттенках значения) одного слова здесь идет речь?
Трудно даже сразу представить себе, какое сложное содержание вложено человеком в простое слово “вода”. “Вода играет огромную роль в природе”, - читаете вы и знаете, что автор думает при этом сразу о любой воде, - о соленой и о пресной, о текучей и о стоячей, о замерзающей и парообразной... обо всякой!
“Вода вращает турбину электростанции”... Какая вода? Всякая? Нет, не морская, не дождевая, а на сей раз только речная, текучая. “Квас, воды, сиропы...” О каких водах идет речь? Только о газированных напитках, служащих для питья. “Вешние воды” - совсем другое дело!
Слово одно и то же, а значение у него одновременно и одно и не одно. Оно, по нашему желанию, то как бы раздается вширь, то суживается, приобретая один, другой, третий нужный нам оттенок. В одном себе оно соединяет все возможные образы, все представления о воде, любые признаки, ей свойственные. Оно способно приглушать или совсем сбрасывать одни из них, подчеркивать или сохранять другие. Оно позволяет мне без всякого труда думать, думать словом “вода” и вот об этой только ворвавшейся в мой сапог ржавой, припахивающей железом холодной воде лесного болотца и о безликой воде химиков, про которую ничего хорошего не скажешь, кроме того, что она “аш-два-о”! С какой из них ни пришлось бы мне иметь дело, слово впитает все эти воды в себя, ответит за каждую из них.
III. Итог урока
Домашнее задание
1. Повторить § 1. Подготовить связный ответ на тему “Признаки слова”, опираясь на сделанные в классе записи и проанализированный текст.
2. Проанализировать абсурдную фразу, составленную Л. В. Щербой, с точки зрения того, сколько в нем слов: “Глокая ку́здра штёко будлану́ла бокра и курдячит бокрёнка” (единственное слово — союз “и”). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этого высказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому, словообразовательному.)
3. Составить конспект § 2 учебника, отвечая на следующие вопросы:
— В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
— Какое значение слова называется основным (прямым), а какое — производным (переносным)?
4. § 3 учебника.