Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Цели: повторить, углубить и обобщить знания о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы.

II. Работа по теме урока

1. Работа с таблицей.

Поскольку тропы уже изучались в 5—9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера, которое поможет систематизировать знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка. В целях экономии времени ученикам лучше всего раздать листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учеников — распознать каждый троп по определению, данному в таблице 2, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений. Выполненное и проверенное задание можно будет вложить в папку с самостоятельными работами на уроках- практикумах и использовать при подготовке к ЕГЭ.

Таблица 2

Изобразительно-выразительные средства русского языка*

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Примеры

Эпитет

Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность


Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение


Метонимия

Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами


Синекдоха

Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот


Сравнение

Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого


Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека


Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления


Литота

Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления


Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа


Оксюморон

Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов


Перифраз (перифраза)

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты


Примеры к таблице

1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение). 2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит). 3. Готов задушить в объятьях (гипербола). 4. Туманный Альбион (перифраз: Англия). 5. При свете тьмы (оксюморон). 6. Мужичок с ноготок (литота). 7. Лес точно терем расписной (сравнение). 8. Политический пасьянс (метафора). 9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха). 10. Горячее сердце (эпитет). 11. Лиса — о хитром человеке (аллегория)**.

2. Выполнение упражнений 5, 6 (с. 14).

III. Итог урока

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание

1. § 4—7 (с. 15-20).

2. Упражнения 8, 9 (с. 14).

3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.

Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.


* Задание подсказано “Ориентировочным планированием...” Ю. Е. Климкиной (см.: Русский язык в школе. 2008. № 1).

** При составлении задания частично использовались материалы “Курса русского языка” Л. В. Балашовой и В. В. Дементьева (М.: Лицей, 2005).






Для любых предложений по сайту: [email protected]