Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности
Цели: развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закреплять навыки правописания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Рассказать об особенностях публицистического стиля.
- Укажите приметы публицистического стиля (упр. 385, II часть, вопрос № 1).
Карточки для индивидуальной работы
Карточка 1
Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты: толочь воду в ступе, вылететь в трубу; заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.
Карточка 2
В публицистическом стиле часто используются слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изм, -ист, -изаци(я); с корнями, близкими по значению с приставками, все-, обще-, сверх-. Подберите слова с указанными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте словосочетания.
II. Повторение и углубление изученного материала. Анализ публицистического текста
Учащиеся работают в группах, выполняя данные задания.
Группа I
Упр. 392.
Назовите признаки публицистического стиля.
Выполните задания № 2, 3 на с. 235.
Группа II
Упр. 398.
Выпишите ключевые слова. Соответствует ли заголовок главной мысли и теме? Дайте свое название этому тексту.
Выполните задания № 1, 5 на с. 239.
Группа III
Упр. 408.
Назовите признаки публицистического стиля.
Выполните задания № 2, 5 на с. 245.
От каждой группы выступают по 2 человека.
Дополнительный материал
Упр. 392
Это текст публицистического стиля, т. е. представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика (очищение души, естественность чувства, самоуверенный, нового Христа-спасителя, гений). В соответствии с основной целью данного текста в нем употребляются морально- этические слова и выражения (счастье, ради человечества и его судеб, внутренняя движущая сила). Отрывок написан в жанре статьи, что также является признаком публицистического стиля.
Толкование выделенных слов и словосочетаний.
Классическая литература - литература XIX в.
Внутренняя движущая сила - внутренний поиск.
Очищение души - избавление души от грехов, пороков и соблазнов.
Овеществлять счастье - искать счастье в чем-то реальном, в конкретных понятиях.
Гипербола - преувеличение.
Спаситель – тот, кто спас кого-либо или что-либо.
Апокалипсический - разрушающий.
Гений - высшая творческая способность.
Священный орден прорицателей - условно: группа деятелей искусства, внесших наиболее значительный вклад в мировую культуру.
Упр. 398
Варианты заглавий текста: «Природа и человек», «Состязание в неистовстве».
Ключевые слова: бог Изанаги, древняя легенда, извержения, стойкость, окаменевших капель, яростно, в противоборстве стихий, утесы, изгибы, выгибы, деревья, цветы, состязаются в неистовстве, жестока, скупа, рать гор, подвиг земледельцев, горные склоны, труд, разум.
Сравнения: жить, словно на вздрагивающей спине; деревья, будто усыпаны большими белыми цветами; Япония гориста, как и Швейцария.
Эпитеты: богатырским (копьем), с исполинского (копья), тихая (бухта) и др.
Гиперболы: вскипавшее море; вулканические извержения, как жара летом или холод зимой.
Упр. 408
Признаки публицистического стиля:
1. Сообщение информации и ее осмысление.
2. Ярко выраженная авторская позиция.
3. Эмоциональный характер.
4. Высокие, торжественные слова (слава, новое поколение, преждевременная смерть, сокровенное чувство правды, народ и правда).
5. Восклицания. (Василий Шукшин! Надо газеты читать.)
6. Частицы (так-то вот), вводные слова (кажется, пожалуй, очевидно, разумеется).
7. Повторы («...нравственность есть правда. Не просто правда, а - Правда»),
8. Морально-этические слова (любовь, народ, правда, мужество, честность и др.)
9. Эмоциональное воздействие речи усиливают сравнения (думает, как думает народ; как в черной рамке; будто он один знает средство от рака); эпитеты (невольная и незатухающая (вина), долгий и нелегкий (поиск), непутевый (парень), жирной (точкой), безотказный (работник), тихая (радость)); фразеологизмы (по белу свету, вечный двигатель, ни с того ни с сего); просторечная и разговорная лексика (чудик, што, дурноголосо).
III. Подведение итогов урока
Учитель дает оценку выступлениям учащихся.
Домашнее задание
1 группа: упр. 393; 2 группа: упр. 399; 3 группа: упр. 409 (выполнить задние № 7 на с. 248).