Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Цели: развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закреплять навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Рассказать об особенностях публицистического стиля.

- Укажите приметы публицистического стиля (упр. 385, II часть, вопрос № 1).

Карточки для индивидуальной работы

Карточка 1

Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты: толочь воду в ступе, вылететь в трубу; заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.

Карточка 2

В публицистическом стиле часто используются слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изм, -ист, -изаци(я); с корнями, близкими по значению с приставками, все-, обще-, сверх-. Подберите слова с указанными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте словосочетания.


II. Повторение и углубление изученного материала. Анализ публицистического текста

Учащиеся работают в группах, выполняя данные задания.

Группа I

Упр. 392.

Назовите признаки публицистического стиля.

Выполните задания № 2, 3 на с. 235.

Группа II

Упр. 398.

Выпишите ключевые слова. Соответствует ли заголовок главной мысли и теме? Дайте свое название этому тексту.

Выполните задания № 1, 5 на с. 239.

Группа III

Упр. 408.

Назовите признаки публицистического стиля.

Выполните задания № 2, 5 на с. 245.

От каждой группы выступают по 2 человека.


Дополнительный материал

Упр. 392

Это текст публицистического стиля, т. е. представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика (очищение души, естественность чувства, самоуверенный, нового Христа-спасителя, гений). В соответствии с основной целью данного текста в нем употребляются морально- этические слова и выражения (счастье, ради человечества и его судеб, внутренняя движущая сила). Отрывок написан в жанре статьи, что также является признаком публицистического стиля.

Толкование выделенных слов и словосочетаний.

Классическая литература - литература XIX в.

Внутренняя движущая сила - внутренний поиск.

Очищение души - избавление души от грехов, пороков и соблазнов.

Овеществлять счастье - искать счастье в чем-то реальном, в конкретных понятиях.

Гипербола - преувеличение.

Спаситель – тот, кто спас кого-либо или что-либо.

Апокалипсический - разрушающий.

Гений - высшая творческая способность.

Священный орден прорицателей - условно: группа деятелей искусства, внесших наиболее значительный вклад в мировую культуру.


Упр. 398

Варианты заглавий текста: «Природа и человек», «Состязание в неистовстве».

Ключевые слова: бог Изанаги, древняя легенда, извержения, стойкость, окаменевших капель, яростно, в противоборстве стихий, утесы, изгибы, выгибы, деревья, цветы, состязаются в неистовстве, жестока, скупа, рать гор, подвиг земледельцев, горные склоны, труд, разум.

Сравнения: жить, словно на вздрагивающей спине; деревья, будто усыпаны большими белыми цветами; Япония гориста, как и Швейцария.

Эпитеты: богатырским (копьем), с исполинского (копья), тихая (бухта) и др.

Гиперболы: вскипавшее море; вулканические извержения, как жара летом или холод зимой.


Упр. 408

Признаки публицистического стиля:

1. Сообщение информации и ее осмысление.

2. Ярко выраженная авторская позиция.

3. Эмоциональный характер.

4. Высокие, торжественные слова (слава, новое поколение, преждевременная смерть, сокровенное чувство правды, народ и правда).

5. Восклицания. (Василий Шукшин! Надо газеты читать.)

6. Частицы (так-то вот), вводные слова (кажется, пожалуй, очевидно, разумеется).

7. Повторы («...нравственность есть правда. Не просто правда, а - Правда»),

8. Морально-этические слова (любовь, народ, правда, мужество, честность и др.)

9. Эмоциональное воздействие речи усиливают сравнения (думает, как думает народ; как в черной рамке; будто он один знает средство от рака); эпитеты (невольная и незатухающая (вина), долгий и нелегкий (поиск), непутевый (парень), жирной (точкой), безотказный (работник), тихая (радость)); фразеологизмы (по белу свету, вечный двигатель, ни с того ни с сего); просторечная и разговорная лексика (чудик, што, дурноголосо).


III. Подведение итогов урока

Учитель дает оценку выступлениям учащихся.


Домашнее задание

1 группа: упр. 393; 2 группа: упр. 399; 3 группа: упр. 409 (выполнить задние № 7 на с. 248).






Для любых предложений по сайту: [email protected]