Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк
Цели: ознакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Повторение и углубление ранее изученного материала
Беседа
- Назовите характерные признаки публицистического стиля.
- Что общего у публицистического стиля с художественным?
- Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, статья, репортаж.)
Слово учителя
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Сегодня мы подробно остановимся на особенностях жанра очерка и его разновидностях.
Выступления учащихся
1. Что такое очерк? (По материалам учебника с. 248-249.)
2. Особенности портретного, путевого и проблемного очерков (стр. 250, 255, 256, 262).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Упр. 411
- К какому жанру публицистического стиля речи вы отнесете этот текст? (Путевой очерк.)
- Признаки какого стиля проявляются? (Художественного.)
- Как бы вы озаглавили текст?
Далее выполняются задания, данные на с. 250 учебника (по выбору учителя).
Упр. 429
- Какой социально значимый вопрос рассматривается в данном тексте? (Морально-этический.)
- Определите тему и основную мысль. (Тема - место семьи в обществе; основная мысль — семья — основа общества.)
Упр. 416
- Что вы узнали из очерка о русском писателе, мастере устного рассказа Ираклии Андроникове?
- Каким вы представляете этого человека?
- Как вы думаете, из каких основных частей создается очерк? (Описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве; отдельные факты биографии; описание особенностей характера героя, его речи; эпизод (или несколько эпизодов, раскрывающих в герое главное.)
- Как начать портретный очерк? (В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Все зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке.)
- Как вы думаете, каково место авторской позиции в портретном очерке? (Очерк - это жанровая форма, в которой двигателем сюжетного развития, главным организующим материал фактором выступает авторское «я», образ автора (отношение его к действительности, к предмету изображения).
Очерки могут быть более или менее сдержанными, строгими по степени самовыражения, по тону (это зависит от индивидуального вкуса и манеры), но обязательной чертой жанра остается тесная связь изложения с авторским «я».) Творческая работа
Напишите начало очерка о человеке, которого вы хорошо знаете. С чего вы начнете?
Индивидуальная работа
Упр. 419, 420, 421, 422.
Карточка 1
Подобрать и записать прилагательные, характеризующие телосложение человека, его фигуру, осанку, походку, лицо, взгляд, волосы, руки.
Карточка 2
Каким вы представляете себе человека Древней Руси, имея в виду наиболее типичные, характерные его черты?
IV. Подведение итогов урока
- Какие жанры публицистического стиля вы знаете?
- Что такое очерк?
- В чем особенность проблемного очерка?
- По какому типу речи строится проблемный очерк?
- Что такое путевой очерк? Приведите примеры.
- В чем отличие портретного очерка от портретной характеристики в художественном произведении?
- Каково место авторской позиции в очерке?
Домашнее задание
Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425).
(Урок 37: Написание очерка.)