Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ
Цели: повторить сложные вопросы лексики; углублять знания по теме «Лексика и фразеология»; разбирать задания теста ЕГЭ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.
2. Правописание корней с чередованием (не проверяемые ударением).
Комментарии учителя
Кроме уже разобранных примеров, обратим внимание на корни с чередованием, правописание которых зависит от значения слов. А значение, как известно, проявляется только в контексте.
1. До сих пор не во всех странах мира права женщин уравняли с правами мужчин. 2. Прежде чем плотно наклеить обои, надо аккуратно выровнять их.
В первом предложении - корень -равн- со значением «одинаковый, равный»; во втором - корень -ровн- со значением «ровный, гладкий». Есть и исключения, правописание которых необходимо запомнить: равнина, уровень, поровну; равняйсь.
3. Белкин обмакнул перо в чернильницу и задумался. 4. Этой осенью особенно нужна непромокаемая обувь.
В первом предложении - корень -мак- со значением «погружать в жидкость»; во втором - корень -мок- со значением «впитывать жидкость».
Есть корни, имеющие три варианта гласных, да еще и чередование согласных: -плов-/-плыв-/-плы-/-плав-. Правописание слов с этими корнями трудно поддается объяснению, их лучше запомнить: пловец, пловчиха; плывун, плыть; плавать, поплавок, плавание, плавник, плавучий и т. д.
II. Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
III. Повторение темы «Лексика»
1. Слово учителя.
Повторение лексики необходимо, прежде всего, с точки зрения культуры речи. Важно хорошо представлять лексические значения, соблюдать нормы лексической сочетаемости. В тесты ЕГЭ обязательно включаются вопросы, касающиеся лексики. Вспомним, что нам известно об этом разделе языкознания, постараемся углубить и расширить наши знания.
2. Беседа.
- Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)
- Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)
- Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.
Ответ:
Синонимы - слова, сходные, близкие по значению: красный - алый, саммит - встреча (полит.), будто - словно.
Антонимы - слова, противоположные по значению: север - юг, вверху - внизу, далекий - близкий.
Омонимы - слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).
Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: замок - замок, мука - мука, хлопок - хлопок.
Омофоны - слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота - частота, луг-лук, литься-лица.
Паронимы - слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный - страстный, корка - горка, невежа - невежда.
Архаизмы - устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).
Историзмы - слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.
Неологизмы - слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.
Диалектизмы - слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), пимы (валенки), вица (прут).
Профессионализмы - слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).
- Что такое фразеологизмы?
(Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)
3. Выполнение заданий и комментарии учителя.
1) Разминка.
а) Определите слова по их лексическому значению.
- Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. (Олицетворение.)
- Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе. (Аллитерация.)
- Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада. (Реферат.)
б) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.
Определите значения оставшихся слов.
2) Задания ЕГЭ.
1. В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить гордость?
1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб - гордыня поселка.
2. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть'?
1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть охотничьи сапоги.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
Комментарии учителя
В этом задании важно правильно определять лексическое значение слов и соблюдать нормы лексической сочетаемости, в данном случае для слов гордость и гордыня (1-е задание). Эти нормы нарушены в четвертом примере: Новый клуб - гордыня поселка. Правильный ответ - 4.
Во 2-м задании нормы нарушены в третьем предложении: После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть охотничьи сапоги. Правильный ответ - 3.
Ошибки произошли из-за смешения паронимов - слов, близких по звучанию, но разных по значению (от греческого para - рядом и оnоmа - имя). Исправим предложения: Новый клуб - гордость поселка; ...придется надеть охотничьи сапоги.
Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть ~ что-то (на что-то, на кого-то).
Одевать (кого?) капризного ребенка довольно сложно. В холода
надеваю (на кого?) на него комбинезон. Девочка одела (кого?) куклу.
Оденься (одень кого? - себя) красиво. Надень (что?) теплую куртку
(на себя). Я надену (что?) желтые ботинки (на себя). Она надела (на что?) на лампу абажур.
Легко запомнить мнемоническую фразу, которая подскажет, как правильно употреблять эти глаголы: Одевать Надежду, надевать одежду.
- Вспомните слова, однокоренные со словом пароним. Антоним (anti - против), синоним (syn - вместе), топоним (topos - место), парапсихология, параллелизм (рядом идущий).
- Приведите примеры паронимов и сочетаний с ними.
Телефонный абонент - концертный абонемент, эффектный наряд - Эффективный прием, информационные технологии - информативная статья, жесткий диван - жестокий бой, чувствительный человек - чувственный взгляд, представить доклад - предоставить отпуск, скрытный юноша - скрытый смысл, понятный учебник - понятливый ученик, ветреный день - ветряной двигатель, практичный совет - практическая деятельность, неудачная попытка - неудачливый игрок, обсуждать книгу - осуждать лесть и т. д.
Выполним еще два задания, относящихся к лексическому значению, но сформулированных по-другому.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «работник театра, который изготовляет предметы театральной обстановки»?
1) суфлёр;
2) бутафор;
3) ревизор;
4) декламатор.
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «высокий мужской голос»?
1) бас;
2) баритон;
3) тенор;
4) диапазон.
Ответ на задание 3 - под цифрой 2, на задание 4 - под цифрой 3. В тестах ЕГЭ есть также задания по лексике, ответы на которые надо найти среди нескольких предложений данного текста. Например:
5. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
(1) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (2) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (3) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (4) Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
Комментарии учителя
Напомним, что фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, значение которого в целом не выводимо из значений составляющих его слов.
Находим фразеологизм в предложении (4): не ровён час.
4. Предупреждение лексических ошибок.
Остановимся на некоторых типичных лексических ошибках и исправим их.
1) Смысловая неточность: Большая часть урожая погибла благодаря засухе. Здесь неуместно употребление предлога благодаря,. Заменим его нейтральным: Большая часть урожая погибла из-за засухи.
2) Речевая недостаточность: Дефорж вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал. Непонятно, в чьё ухо Дефорж вложил пистолет. Уточним: Дефорж вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Зверь упал.
3) Речевая избыточность: а) употребление плеоназмов («лишних» слов): В августе месяце мы уже будем свободны от экзаменов. И так понятно, что август - это месяц. Исправим: В августе мы уже будем свободны от экзаменов; б) тавтология (употребление однокоренных слов): Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует. Подберём синоним к одному из однокоренных слов: Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.
Совет тривиален, но следовать ему необходимо: чтобы не делать лексических ошибок, надо больше читать, выяснять значения непонятных слов с помощью толковых словарей.
- Кстати, что значит слово тривиальный?
(Тривиальный - лишенный свежести, оригинальности, новизны.)
Домашнее задание
По группам: составить задания, аналогичные вопросам демонстрационного теста, по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.
Из Р-2: упр. 70, 71, 131, 133, 135.