Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов
Контрольный диктант - Урок 3
Цели: контролировать знания; совершенствовать навыки лингвистического разбора.
Ход урока
I. Диктант
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» пылко утверждал преимущества живописи перед поэзией, во-первых, потому, что она служит глазу, то есть зрению, по словам Леонардо, более благородному чувству, во-вторых, потому, что представляет чувству творения природы с большей истинностью и достоверностью, чем слова и буквы...
Лессинг в «Лаокооне», наоборот, отдавал преимущество поэзии перед живописью и скульптурой, считая ее искусством более широких возможностей.
А что же сама поэзия?
Еще со времен Гомера она не пренебрегала искусством изображения - не кистью или резцом, а именно словом, рассчитывая на естественную способность человека представлять зрительный образ. И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить, как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придется признать право поэзии живописать словом...
Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, - вот что подвластно пластике в поэзии, этим она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение времени. (159 слов.)
(А. Михайлов)
II. Задания к тексту диктанта (по вариантам)
1. Фонетический разбор:
1) живопись;
2) чувство.
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:
1) попытаться;
2) развивающееся.
3. Морфологический разбор:
1) изображения (4-й абзац);
2) используются (4-й абзац).
4. Синтаксический разбор предложений:
1) И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить, как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придется признать право поэзии живописать словом...
2) Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, - вот что подвластно пластике в поэзии, этим она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение времени.