Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки урока: закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи—ши с буквой и, ча—ща с буквой а, чу—щу с буквой у.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему (упр. 173).
Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Характеристика согласных звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] как шипящих.
Повторение правил правописания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. (Красочно оформить правила о правописании буквосочетаний с шипящими согласными в тетради или на отдельном листе можно на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.)
II. Правописание слов с шипящими согласными.
III. Минутка чистописания. Запись пословицы Пиши, да не спеши, заглавных букв Г, П, Т.
Коллективное составление цепочек слов (упр. 174). Обращается внимание на тематику слов: названия птиц и зверей (чижи, ежи...); названия цветов, кустарников, трав (ландыши...).
Устное изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (упр. 175). Предупреждение речевой ошибки: следует говорить уши, а не ухи. Письменная работа предлагается на дом (по желанию, как тренировка в письме). Начало упражнения можно выполнить в классе: записываются слова в форме множественного числа.
IV. Игровые тренировочные упражнения (упр. 176, 177).
Перед тем как записать название сказки “По щучьему веленью”, можно предложить учащимся загадать про себя желание (“хорошо учиться”), а условием его исполнения поставить правильное списывание “волшебных” слов.
Чтение и заучивание речёвок (упр. 177) проводится хором. После этого учитель предлагает закрыть учебник и написать по два заученных примера с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу. Осуществляется взаимопроверка выполненного задания.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1, 2 (с. 49).