Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки уроков: формировать орфографический навык в связи с развитием речи; обучать изложению текста по вопросам, учить озаглавливать текст, учить находить разные способы решения познавательных задач.
ПЕРВЫЙ УРОК
ХОД УРОКА
I. Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу в связи с их правописанием (упр. 180, 181, 185). Подчёркивание буквосочетаний, написание которых надо запомнить.
Работа со скороговоркой и пословицами (упр. 182, 183, 184). Возможно повторение ранее изученных пословиц. Каллиграфическое списывание (в конце урока) пословицы Век живи — век учись носит мотивирующий характер: следует сохранять старание, прилежание в учении не только до конца урока, но и всю жизнь.
II. Упражнение конструктивного характера. Устно обсуждается написание всех предложений. Для записи учитель может выбрать 2—3 предложения (упр. 186).
Следующую часть урока можно провести как самостоятельный урок по развитию речи (из резервных часов).
Обучение детей изложению текста по вопросам (упр. 187). Дети читают текст. Устно придумывают заглавие. (“Вот так щука!”) Затем учитель предлагает такую проблемную ситуацию:
— Можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта?
Задание, как правило, вызывает у детей затруднение. Тогда учитель предлагает воспользоваться подсказкой.
— Посмотрите, после текста есть вопросы. Не помогут ли они вам справиться с заданием?
Учащиеся закрывают текст, затем читают вопросы и составляют ответы. Учитель записывает ответы на доске, а учащиеся проговаривают каждое записываемое слово, обращая внимание на орфограммы. Затем учитель стирает записанное, оставив некоторые из наиболее сложных для написания слов. (В ведро, в чулан, схватить и др.) Учащиеся закрывают текст изложения (линейкой, закладкой) и, пользуясь вопросами, опорными словами на доске, самостоятельно пишут ответы на вопросы. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 3—5 (с. 50).
ВТОРОЙ УРОК
ХОД УРОКА
Урок начинается беседой о толковых словарях, рассматриванием некоторых из них, представленных на книжной выставке.
Дальнейшая работа проводится в соответствии с заданиями учебника. Особое внимание следует уделить восприятию текста про Третьяковскую галерею (упр. 191). Можно использовать форму заочного путешествия. Желательно представить репродукции картин. Начать работу можно с записи предложения об Иване Ивановиче Шишкине. Последующие вопросы (Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?) предваряют чтение текста. Дети сначала находят в тексте ответы на вопросы, осмысливают их, затем принимают участие в обсуждении прочитанного материала. Для этого задаётся коммуникативно-речевая ситуация: “Представьте, что вы проводите экскурсию по Третьяковской галерее”.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 6, 7 (с. 51).