Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой мягкий знак (ь). Перенос слов с буквой мягкий знак (ь) - МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой мягкий знак (ь). Перенос слов с буквой мягкий знак (ь) - МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: определять роль мягкого знака (ь) в слове; находить слова с мягким знаком, проводить элементарный звуко-буквенный разбор, соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день; объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах; составлять звуковые модели слов типа [п’ат’], [гус’] и сопоставлять их с буквенными обозначениями (пять, гусь); учить обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и перед согласным; наблюдать над переносом слов типа коль-цо и устанавливать правило переноса таких слов; обсуждать (на основе текста) то, каким должен быть внешний облик ученика, оценивать результаты выполняемых заданий.

Ход урока

1. Постановка задач урока: “Как обозначается мягкость согласных в словах с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова? Как перенести слова с мягким знаком (ь) с одной строки на другую?”

2. Звуко-буквенный разбор любого из слов: тень, пять. Произнесение слов, произнесение каждого звука, оформление в тетради звуковой модели слова и выполнение буквенной записи одного из слов:

[п’ат’]     [т’эн’]

пять     тень

3. Упражнение в обозначении мягкого согласного звука на конце слова буквой “мягкий знак” (ь). Выполнение заданий учебника (упр. 5, с. 89). Ответ на вопрос учителя: “Какой “секрет” письма надо знать, чтобы правильно написать эти слова?” (Мягкость согласного звука на конце слова обозначается мягким знаком.) Обоснование (устно) написания данных слов. Списывание или запись по памяти слов с мягким знаком.

4. Выразительное чтение стихотворения В. Одоевского (учебник, упр. 6, с. 89). Определение главной мысли стихотворения (при анализе стихотворения следует напомнить учащимся о соблюдении здорового образа жизни и о том, каким должен быть внешний вид ученика); нахождение рифмующихся слов или слов с мягким согласным на конце и среди них слова, в котором все согласные звуки мягкие. Списывание первых двух предложений стихотворения и выполнение задания.

5. Выполнение заданий в “Рабочей тетради”. Расшифровка предложения-загадки, определение: что с чем сравнивается, нахождение в нём слов с мягким знаком (ь). Запись предложения-загадки (упр. 3, с. 46).

6. Наблюдение над переносом слов с мягким знаком (ь) в середине слова: коньки, кольцо и др. (учебник, упр. 7, с. 89). Вывод учащихся о том, как переносятся слова с мягким знаком (ь) с одной строки на другую.

Вывод: при переносе слов букву “мягкий знак” (ь) не отделяют от стоящей перед ней буквы: крыль-цо.

Выполнение письменного задания в учебнике (упр. 7, с. 89).

7. Предупредительный диктант: письмо слов с делением их чёрточкой для переноса. Слова для диктанта: паль-то, пись-мо, учи-тель.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме? Как перенести с одной строки на другую слово сосулька (пальто)?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 46). В классе устно подбираются слова к третьему столбику: учитель, карамель, медведь, журавль.






Для любых предложений по сайту: [email protected]