Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки - ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки - ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; учить различать непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие согласные звуки среди других звуков; работать с рубрикой “Страничка для любознательных”; развивать интерес к происхождению слов, употребляемых в русском языке (познакомить с этимологией слова карандаш); вводить в активный словарный запас учащихся термины шипящий звук, непарный твёрдый шипящий звук, непарный мягкий шипящий звук и слово с непроверяемым написанием работа; оценивать результаты выполненных заданий рубрики “Проверь себя”.

Ход урока

1. Чтение темы “Шипящие согласные звуки” и познавательной задачи урока “Что такое шипящие согласные звуки?” (учебник, с. 104). Обсуждение задач урока.

2. Выполнение заданий учебника. Упражнение в нахождении слов, в которых есть шипящий согласный звук (упр. 1, с. 104). Выразительное чтение предложения, определение того, чем оно интересно. Устное выполнение заданий: нахождение слов с шипящим звуком, произнесение шипящих звуков, которые встретились в словах, — [ч’], [ш] , [ж].

3. Упражнение в произнесении шипящих согласных звуков и их дифференцировке: одни из них непарные твёрдые, другие непарные мягкие. Выполнение устных заданий (упр. 2, с. 104).

Выполнение письменных заданий (на выбор учителя):

• запись звуковых обозначений шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’];

• выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 53).

4. Чтение лингвистического текста рубрики “Страничка для любознательных” (учебник, с. 105). Соотнесение заголовка и содержания. Ответы на вопросы и задания учителя: “Почему шипящим согласным звукам дали такое название? Произнесите шипящие звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются на письме”.

Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 2, с. 53), где требуется вписать пропущенную букву шипящего согласного звука.

5. Упражнение в распознавании согласных звуков в словах, их правильном произношении, определении, какие это согласные звуки: глухие или звонкие, твёрдые или мягкие, парные или непарные — на примере работы со скороговорками.

• Выполнение устных заданий учебника (упр. 3, с. 105): ученики выделяют непарные твёрдые шипящие согласные звуки: [ш], [ж], произносят их, определяют, какими буквами они обозначены на письме, читают сведения об этих звуках (с. 106).

• Выполнение устных заданий учебника (упр. 4, с. 106): ученики выделяют непарные мягкие шипящие согласные звуки: [ч’], [щ’], произносят их, определяют, какими буквами они обозначены на письме, читают сведения об этих звуках (с. 106).

• Выполнение письменного задания: запись любой скороговорки (учебник, с. 105—106).

6. Чтение пословиц в учебнике, объяснение их смысла (упр. 5, с. 106).

Выяснение значений слов работа, рабочий, работать и объяснение их написания. Подбор к словам синонимов: работа — труд, работать — трудиться. Списывание или запись под диктовку любой пословицы, подчёркивание в словах букв, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

7. Знакомство с происхождением слова карандаш из рубрики “Страничка для любознательных” и выполнение заданий учебника (упр. 6, с. 107).

8. Итог урока. Выполнение заданий рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 107). Ответ на вопрос: “Какими буквами обозначаются шипящие звуки на письме?”

Рекомендации для занятий в семье

Для закрепления полученных знаний и умений, а также для улучшения артикуляции можно выучить любую скороговорку из упр. 3—4 в учебнике.

Подготовка к выполнению проектной деятельности в учебнике (“Наши проекты. Скороговорки”, с. 108).

ПРОЕКТ “СКОРОГОВОРКИ”

Целевые установки: создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект (по аналогии с данным) — составлять сборник “Весёлые скороговорки”, участвовать в презентации своих проектов (учебник, рубрика “Наши проекты. Скороговорки”, с. 108—109).

Рекомендации: работа над этим проектом (знакомство с темой, заданиями) может быть осуществлена как на уроках русского языка (если позволяет время), так и во внеурочной деятельности, во время внеклассных занятий по русскому языку, а также на комбинированных уроках (уроки русского языка и литературного чтения).






Для любых предложений по сайту: [email protected]