Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. Произношение слов с буквосочетаниями чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с Орфоэпическим словарём - БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЧТ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт. Произношение слов с буквосочетаниями чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с Орфоэпическим словарём - БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЧТ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, правильно произносить слова типа что, скучно, конечно и др. в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, познакомиться с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, писать слова с данными буквосочетаниями; вводить в активный словарный запас слова с буквосочетаниями чк, чн, чт (на основе материала упражнений учебника) и слово с непроверяемым написанием девочка, оценивать результаты учебной деятельности.

Ход урока

1. Воспроизведение по памяти букв, обозначающих непарные мягкие шипящие звуки [щ’], [ч’], непарные твёрдые шипящие звуки [ш], [ж].

2. Чтение темы “Буквосочетания чк, чн, чт” и познавательной задачи урока “Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт?” (учебник, с. 110).

3. Подготовка к осознаванию правила правописания буквосочетаний чк, чн, чт.

• Выразительное чтение в учебнике строк стихотворения В. Данько (упр. 1, с. 110). Объяснение знаков препинания и знака “—” (тире) в диалогической речи, разыгрывание сценки-диалога. Обоснование правильности написания слов с мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука.

• Наблюдение над обозначением на письме мягких согласных звуков [д’], [к’] в слове девочки и высказывание мнений о том, почему не обозначена в этом слове мягкость согласного звука [ч’] (упр. 2, с. 110).

• Чтение сведений о языке — правила написания буквосочетаний чк, чн, чт. Воспроизведение правила учащимися.

• Запись слова девочка, определение значения этого слова и его написания, выделение в слове буквосочетания чк и буквы о, буквы безударного гласного звука во втором слоге.

4. Упражнение в правописании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт. Выполнение заданий учебника (упр. 3, с. 111).

5. Работа с “Орфоэпическим словарём” учебника. Упражнение в правильном произношении слов типа скучный, что и др. Выполнение заданий учебника (упр. 4, с. 111).

6. Упражнение в сопоставлении правил письма: обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь) и правописание буквосочетания чк. Выполнение заданий учебника (упр. 8, с. 112): объяснить, в каких словах мягкость выделенного звука не нужно обозначать на письме мягким знаком (ь).

7. Чтение отрывка из русской народной сказки (учебник, упр. 9, с. 113). Определение учащимися названия сказки. (“Лисичка со скалочкой”.) Выполнение заданий учебника (с. 113). Определение количества слов с буквосочетанием чк, встретившихся в тексте. Работа с диалогом из сказки. Запись ответа лисички.

8. Итог урока. Ответ на вопрос учителя: “Что вы узнали о написании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт?”

Выполнение заданий в “Рабочей тетради”: составление из слогов слов с буквосочетанием чк, запись получившихся слов (упр. 1, с. 54).

Рекомендации для занятий в семье.

Выполнение заданий учебника — подготовиться к выполнению заданий рубрики “Проверь себя” (с. 114) — и “Рабочей тетради” (упр. 2, с. 54).

УРОК1. Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт

Целевые установки урока: находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, правильно произносить слова с сочетаниями чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово, писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, преобразовывать звуковые модели слов в буквенные, наблюдать за ритмичностью слов в скороговорке, подбирать слова, рифмующиеся с данными, наблюдать за образностью слова (олицетворением); оценивать результаты выполняемых заданий “Проверь себя”.

Ход урока

1. Воспроизведение знаний о непарном глухом шипящем звуке [ч’], правописании буквосочетаний чк, чн, чт.

2. Словарный предупредительный диктант: девочка, пальто, тучка, что, почта, речной.

Ответы на вопросы учителя: “Какое слово лишнее? (Пальто.) Какое слово произносится не так, как оно записывается? (Что.) В каком слове мягкость согласного звука обозначена мягким знаком, а в каких мягкий знак не пишется?”

3. Упражнение в нахождении слов на изучаемое правило.

• Чтение скороговорки и выделение рифмующихся в ней слов, запись скороговорки (учебник, упр. 5, с. 111).

• Подбор слов, созвучных данным: лисичка — сестричка, дочка — ночка — точка, ручка — тучка и др. (учебник, упр. 6, с. 111).

• Выразительное чтение стихотворения-песенки, его инсценирование, нахождение слов на изучаемое правило, выборочная запись предложений в соответствии с заданиями учебника (упр. 7, с. 112).

4. Выполнение заданий в “Рабочей тетради”. Упражнение в преобразовании звуковых моделей слова в буквенные: выполнение заданий (упр. 3, с. 55). Упражнение в нахождении изученных правил в словах (упр. 4, с. 55): кольцо, река — на правило обозначения буквой безударного гласного звука; кольцо — обозначение мягкости согласного звука мягким знаком; колечко, речка, речной — правописание буквосочетаний чк, чн.

5. Выразительное чтение стихотворения В. Орлова (учебник, упр. 10, с. 114), определение в нём образных слов, при помощи которых неодушевлённые предметы наделяются свойствами одушевлённых (солнышко шепчет, берёт), образных слов-сравнений (кончик листика — чубчик), нахождение слов на изучаемое правило (листочки, почки).

6. Итог урока. Выполнение заданий рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 114).

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение письменного задания учебника (упр. 10, с. 114) и “Рабочей тетради” (упр. 5, с. 55).


1 Дополнительный урок по данной теме, если учитель найдёт возможность его провести.






Для любых предложений по сайту: [email protected]