Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буква Яя в начале слова и после гласных (c. 20-21) - 11-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) делить слова с новой буквой на слоги, выделять слитно произносимый слог [й’а] и обозначать его буквой я;
б) писать строчную букву я; обозначать буквой я слитные звуки [й’а] в начале слова и после гласной;
в) писать слова и предложения с новой буквой; знать правила правописания имён собственных;
г) списывать с печатного текста; проводить самопроверку;
д) работать в паре, используя правила общения с собеседником.
Ход урока
1. Ребусы. Определение количества слогов в словах (Яша, ясли, яма). Выделение первого слога [й’а], обозначение его буквой я в начале слова и после гласных (як, маяк).
Учителю следует избегать выделения каждого звука в слоге ([й’а]) и произнесения их раздельно, так как эти звуки в потоке речи произносятся почти слитно, а их разделение условно.
— Каким цветом обозначена буква Яя? (Красным.) Я — гласная буква.
2. Печатание буквы Яя.
3. Графический анализ строчной буквы я. Выделение элементов строчной буквы я: небольшая плавная линия с небольшим полуовалом слева, прямая линия с закруглением внизу (вправо).
4. Самостоятельное письмо строчной буквы я в вертикальной полосе.
5. Письмо строчной буквы на рабочей строке. Учитель обращает внимание на то, что первый элемент буквы начинается узелком (точкой) и располагается немного выше нижней линии рабочей строки.
6. Обведение и письмо слов с буквой я (як, яма, яблоня). Слово “маяк” дети записывают самостоятельно.
— Сравните слова “ямка” — “маяк”; они состоят из одинаковых букв. Посмотрите, где в словах располагается буква я. (В начале слова и после гласной.) Какие слитные звуки она обозначает? ([й’а].)
7. Запись предложений. Правила оформления предложения на письме, его анализ.
— Обратите внимание на маленькое слово “в”, оно пишется отдельно, как и другие слова.
— Какое слово надо вставить в первое предложение? (Яблоки.) Перед началом письма слово проговорите громко по слогам.
8. Работа в паре: списывание предложения.
— После письма организуйте взаимопроверку.
9. Подведение итогов. “Барометр настроения”.