Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Сравнение звуков [в] и [ф], [в'] и [ф']. Упражнение в чтении (с. 58-59) - 15-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Расширение представления о согласных, парных по звонкости-глухости;
б) совершенствование способа чтения, способствование переходу на чтение целыми словами;
в) привлечение внимания к приёму сравнения предметов в загадке.
Ход урока
1. Постановка задачи урока.
— Откройте “Азбуку”. Какие буквы стоят рядом со значком сравнения? (Буквы в и ф.) Что вам предлагается? (Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами.) Какие звуки? (Звуки [в] и [в’], [ф] и [ф’].)
2. Сравнение звуков [в] — [ф], [в’] — [ф’].
— Произнесите и послушайте звуки [в], [ф]. Какой звук звонкий, а какой — глухой? А теперь произнесите: [в’] — [ф’]. Что скажете о них? (Звук [в’] звонкий, а [ф’] — глухой.) Назовите звонкие звуки. (Звуки [в], [в’].) Назовите глухие звуки. (Звуки [ф] [ф’].)
— Какими являются звуки [в] — [ф], [в’] — [ф’]? (Эти звуки являются парными по звонкости и глухости.)
3. Чтение слогов на сопоставление звонких и глухих согласных: во — фо, ви — фи, ва — фа, вё — фё...
4. Задание от сороки Риты.
— Какие слова сорока поставила парами? (Слова, начинающиеся с парных глухих и звонких согласных.) Прочитайте эти слова правильно и быстро.
5. Работа в паре. Логическое упражнение на классификацию.
— Прочитайте выделенные слова. (Цветы, рыбы, птицы.) Вам предлагается распределить на группы остальные слова. Подумайте сообща, посоветуйтесь друг с другом.
— Прочитайте слова — названия цветов. (Фиалка, флокс.) Прочитайте слова — названия рыб.
Подберите свои слова со звуками [в], [в’] и [ф], [ф’], называющие цветы, птиц и рыб. (Василёк, воробей, гриф.)
6. Чтение загадок.
Чтение осуществляется в различных формах: для себя, для класса, хором с ведущим.
— О каком цветке идёт речь в загадках? Почему цыплёнок сравнивается с одуванчиком? (Он жёлтый и пушистый, как одуванчик.)
7. Чтение сказки В. Сутеева “Цыплёнок и Утёнок”: цепочкой по предложениям.
Беседа по прочитанному.
— Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Было и смешно, и грустно.) Почему Цыплёнок попал в беду? (Он делал всё то же, что его друг Утёнок.) Что же нужно сделать, прежде чем решить: “Я тоже”? (Нужно подумать.)
Повторное чтение осуществляется по ролям с помощью учителя, читающего за автора.
8. Выяснение отношения к содержанию урока.
— Понравился ли вам урок? Что особенно понравилось?