Общение без слов. Как понять животных? (с. 18-23) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Общение без слов. Как понять животных? (с. 18-23) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Привлечение внимания к жестам, позам, сопровождающим общение на уроке; формирование культуры общения;

б) обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими выражениями, связанными с поведением на уроке;

в) развитие творческих способностей учащихся через использование поз, жестов в качестве средств создания образа;

г) развитие наблюдательности, умения понимать поведение животных и их намерения по характерным движениям, позам;

д) ориентация на чуткое, дружеское отношение к животным;

е) формирование речевых умений описывать животных, их поведение, действия.

Ход урока

1. Постановка проблемы урока.

Начиная урок, учитель молча, жестом показывает, что детям можно сесть.

— Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? (По движению руки, жесту.)

— Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок. (Учитель улыбается, и учащиеся определяют его настроение.)

— Может быть, вообще можно обходиться на уроке без слов? Как вы думаете?

2. Работа на с. 18. Зачитывание формулировки темы урока, анализ ситуации, изображённой на рисунке.

— Как вы видите, учитель с учениками в классе решили общаться без слов. Что означает жест ученика у доски? (Не знаю ответа.) А жест учительницы? (Не подсказывать.) Выполняют ли ученики класса это указание учительницы? (Нет. Они с помощью пальцев подсказывают ответ: два, три.)

— Какие одинаковые жесты имеют разное значение? (Один ученик двумя пальцами подсказывает ответ к задаче, а другой изображает рожки на голове соседа.)

3. Формулирование правил культуры общения.

— Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жест? (Ученица на первой парте, которая поднимает руку, что означает “Я готова к ответу”.) Каким жестам не место на уроке? (Почёсывание головы, изображение рожек, подсказки с помощью пальцев и т.п.)

4. Подведение к выводу: на уроке общение без слов затруднительно. Жесты — это вспомогательное средство общения, так как человек владеет словом, умеет говорить.

5. Рассматривание рисунка “Лесная школа” на с. 19.

— Что за ученики сидят за школьными партами? Кто ведёт урок?

6. Знакомство с новыми фразеологическими выражениями.

Значение фразеологических выражений “навострил уши”, “клюёт носом”, “прячется в кусты” представлено в наглядно-образной форме и раскрывается через анализ поведения зверюшек и птицы: волка, зайца, вороны. Разъясняется смысл этих выражений применительно к поведению людей: внимательно слушает; невнимателен, дремлет; боится ответить, уходит от ответа.

7. Развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения в связи с овладением учащимися позами, жестами для создания образа.

На это направлено задание “Азбуки” по воспроизведению детьми без слов содержания предлагаемых загадок. Последовательность работы такова. Сначала подсказывается, что ученики лесной школы отгадывают загадки. Далее осуществляется чтение и отгадывание загадок по лесной тематике через организацию сотрудничества детей (умеющих и не умеющих читать) в парах, группах. Для ответа на вопрос “Какую из этих загадок изобразил Петрушка?” проводится сравнение рисунка гриба на доске и позы Петрушки.

— Сравните, сколько ножек у гриба. Как это изобразил Петрушка? (Встал на одну ногу, другую поджал.) Как называется верхняя часть гриба? (Шляпка.) С помощью чего попытался изобразить шляпку гриба Петрушка? (С помощью рук, приставив их к своей шапочке.)

Затем решается учебная задача по представлению содержания загадок таким способом (без слов) самими детьми.

— Как можно изобразить рога у оленя? С помощью чего?

Что значит “вперевалку бредёт”? Как это показать?

8. Учащиеся обобщают новые знания о средствах общения (слове, жесте, мимике). Учитель может сказать учащимся о том, что есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет.

9. Чтение с помощью учителя текстового отрывка из песни “Жили у бабуси два весёлых гуся” (с. 20) и исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе.

10. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

— Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.)

Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый, трусливый, боязливый).

11. Формирование представлений о языке животных на основе обращения к личному опыту учащихся.

— Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают их движения и позы?

12. Работа на с. 21. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках.

Отвечая на вопрос “Азбуки”, учащиеся объясняют, что животные своим рычанием, мурлыканием по-своему разговаривают, выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным.

13. Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним.

14. Чтение рассказа К. Д. Ушинского “Ёж и заяц”. Развитие умения передавать диалог в лицах.

15. Обогащение лексического запаса учащихся.

— Есть такое слово “съёжился”, которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за столом, согнув спину.)

16. Сочинение с элементами описания на тему “Как ёжик спасается от врагов” на основе рисуночного письма.

Учитель на доске, а дети в альбомах, тетрадях рисуют защитную позу ёжика (колючий шарик), сопровождая рисунок “наговариванием” вслед за учителем и по его наводящим вопросам, отбирают необходимые слова:

— Когда ёжик, спасаясь от врагов, сворачивается ... в клубочек? комочек? шарик? прячет ... лицо? мордочку? себе ... под животик? брюшко?, а кверху выставляет ... колючки? иголки? шипы?

После завершения рисунка дети повторяют целиком текст своего сочинения.

17. Работа на с. 22. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

— Будем учиться составлять рассказы в картинках.

18. Составление рассказа в картинках “Тигр и зайцы”.

По серии рисунков составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются намерения зверя: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает.

Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображённых в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своём воображении при самостоятельном чтении текста.

Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями.

19. Логическое упражнение “Животные”.

— Начать выполнение этого упражнения нужно, обратив внимание на условный значок в “Азбуке”. Кто назовёт, чьи это маски? (Маски льва, тигра, кота, леопарда.) Замените обобщающим словом. (Маски животных.) Но животных много. Случайно ли отобраны именно эти? (Это животные семейства кошачьих.)

20. Задание “Выбери себе маску животного и изобрази его в движении”.

Задание не следует понимать буквально: маска — это образ животного, и дети должны создать его с помощью жестов, движений, пластических возможностей своего тела. Учитель может пояснить, что пластические образы — своеобразный язык искусства.

21. Задание “Расскажи и покажи”.

Задание по составлению рассказа принимает усложнённый характер.

— Попробуем не только рассказать, но и показать историю про тигра и зайцев. У нас тоже будет рассказ в картинках, т. е. с изображением того, что в нём рассказывается. Кто хочет исполнять роль тигра? А кто — убегающих зайцев? Условие: пользоваться только языком животных.

22. Работа на с. 23. Рассматривание серии рисунков “В птичьей школе” и составление рассказа.

В процессе рассматривания рисунков уточняется понятие “насекомые”.

Для ответа на вопрос “Азбуки” “Для чего учитель показывал насекомых в птичьей школе и что из этого вышло?” дети передают сюжет. (Учитель показывает ученикам-птенцам насекомых, чтобы они могли сами добывать себе пищу. Учитель даёт ученику лупу (увеличительное стекло), чтобы тот получше рассмотрел бабочку. Но бабочка сквозь увеличительное стекло показалась ученику такой страшной, что тот от страха убежал с урока.)

— Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение понять внутреннее состояние героев рассказа через их внешний вид. У птенца расширенные от страха глаза, раскрыт клюв. Учитель выражает недоумение, непонимание того, что случилось.)

23. Привлечение внимания учащихся к построению текста-повествования.

Перед составлением рассказов учитель подчёркивает некоторые моменты.

— Художник рассказал историю с помощью рисунков. Свой рассказ он разбил на три части: начало, середину, конец. Запомните, с чего начать рассказ, как продолжить, чем закончить. Это поможет вам не потерять мысль в своём рассказе.

24. Разыгрывание сценки “Случай на уроке”.

Задание направлено на комплексное использование всех возможных средств (словесных и несловесных) выражения и передачи мыслей, чувств. Обсуждаются возможные слова учителя и ученика, воссоздаётся обстановка урока.

25. Подведение итогов. Даётся оценка выполнения учебной задачи — научились ли дети составлять рассказы в картинках.






Для любых предложений по сайту: [email protected]