Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34-37) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34-37) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Привлечение внимания учащихся к ориентировочной функции знаков в общении;

б) раскрытие роли предметов как возможных ориентиров в пространстве;

в) знакомство с возможными способами обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически);

г) развитие умения использовать предметы для ориентации в пространстве и в общении;

д) конкретизация и расширение представлений о знаках на примере знаков дорожного движения;

е) развитие умения читать знаки дорожного движения;

ж) знакомство с элементарными правилами дорожного движения.

Ход урока

1. Обращение к личному опыту учащихся.

Учитель побуждает детей вспомнить случаи, когда они объясняли прохожему, как найти магазин или улицу.

— Как вы объясняли? Что использовали? (Объясняли словами, использовали жесты.)

2. Анализ коммуникативно-речевой ситуации, изображённой на рисунке в “Азбуке”.

Рассматривая с учащимися рисунок и отвечая на вопросы “Азбуки”, учитель обращает внимание учащихся на различные варианты объяснения дороги к собачьей площадке. Если девочка предлагает пойти налево по направлению к дереву, грибку, клумбе, то мальчик — прямо: через футбольное поле, между турником и футбольными воротами.

3. Разыгрывание диалога между детьми в лицах.

Изобразите словами и жестами, какой разговор состоялся у ребят.

4. Введение понятия “ориентир”. Определение роли ориентиров.

— Мальчик и девочка называли хозяину собаки те предметы, или ориентиры, на которые он должен был обращать внимание, чтобы идти в правильном направлении. Ориентиры нужны, чтобы нагляднее представить и лучше запомнить путь.

5. Закрепление полученных представлений на примерах сказочных героев.

— Кому из вас знакома сказка “Маша и медведь”? Почему девочка заблудилась в лесу? (Она не замечала дороги, рвала ягодку за ягодкой.) Почему медведь, в избушке которого она оказалась, не объяснил девочке дорогу домой? (Не хотел отпускать.) А ведь в сказке, когда медведь несёт короб с Машенькой к её дому, названы некоторые ориентиры. Вот послушайте: “Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки подымается...” На что в лесу ориентируется медведь, чтобы не сбиться с дороги?

Обратите внимание на рисунки вверху страницы. Кто читал сказку про Мальчика-с-пальчик? Какие метки он использовал для обозначения дороги из леса? (Хлебные крошки.) У Мальчика-с-пальчик каждая хлебная крошка служила ориентиром. Что же произошло с крошками? (Их склевали птицы.)

6. Знакомство со способами обозначения ориентиров.

— Как быть в том случае, если слов и жестов недостаточно, к тому же дорога длинная, запутанная и человек не надеется на свою память? (Дорогу можно зарисовать, обозначив самые важные ориентиры и направление пути.)

7. Творческое задание.

— Как вы объясните новым школьным друзьям дорогу к своему дому? Какие ориентиры укажете, обозначите?

Образец выполнения задания может дать сам учитель, объяснив, как в случае необходимости учащимся можно найти дорогу к его дому. Описание пути сначала даётся словами, жестами, а затем в сопровождении графических обозначений на доске.

— Выходя из школы (школа обозначается прямоугольником с буквой Ш), идёте налево (рисуется стрелка), доходите до автобусной остановки (рисуется круг с буквой А) и напротив неё увидите мой дом (рисуется квадрат с буквой Д).

Учащиеся выполняют задание в парах: сначала устно, а потом в письменной форме на основе графических знаков (в блокнотах, альбомах).

8. Введение в тему “Дорожные знаки”. Обращение к личному опыту учащихся.

— Мало знать дорогу и уметь находить её, нужно ещё выбирать безопасный путь, особенно в городе. Почему? (Там много машин.) Какие знаки помогают человеку выбирать безопасный путь? (Знаки дорожного движения.) Кто общается с помощью знаков дорожного движения? (Водители и пешеходы.) От того, знают ли пешеходы знаки дорожного движения, следуют ли им, зависят их здоровье и жизнь.

9. Работа на с. 36. Анализ дорожной ситуации.

— О чём задумались Аня и Ваня? (Как найти безопасный путь к школе?) Наверное, они не знают, что сообщают дорожные знаки. Поможем ребятам прочитать их: “Здесь пешеходная дорожка”, “Здесь дорожка для велосипедистов”, “Пешеходный переход автомобильной дороги” и т. д.

10. Повторение правил дорожного движения.

— Узнали ли вы милиционера из книги Сергея Михалкова? Какой совет он даёт пешеходам? Какие ещё правила дорожного движения вы знаете?

11. Беседа о назначении светофора.

Чтение и заучивание строчек:

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный цвет — проезда нет,

Жёлтый — будь готов к пути,

А зелёный цвет — кати!

12. Задание творческого характера.

— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю “Сельский житель в городе”.

13. Работа в паре.

— Есть особые машины, которым разрешён проезд даже на красный сигнал светофора.

Учащиеся по рисункам определяют, какие машины изображены, принимая во внимание не только условные знаки (например, крест — “скорая помощь”), но и цвет машины (пожарная машина — красного цвета). Дети должны усвоить, по каким номерам телефонов следует звонить в экстренных случаях.

14. Чтение отрывка из произведения Сергея Михалкова “Дядя Стёпа”.

— Послушайте о том, как дядя Стёпа помог пожарным: “Что за дым над головой?..”

15. Практикум на перемене.

Учащиеся должны не только понимать значение дорожных знаков, но и овладеть ими на поведенческом уровне. Для этого на перемене в рекреации организуются сюжетно-ролевые игры, в которых дети выполняют роли пешеходов, водителей транспорта, милиционера и др.






Для любых предложений по сайту: [email protected]