Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов (с. 50-51) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Твёрдые и мягкие согласные. Модели слов (с. 50-51) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование представления о твёрдых и мягких согласных, умения различать их;

б) введение условного обозначения мягкого согласного звука;

в) освоение звукового анализа слов с мягкими согласными звуками; чтение слов по следам звукового анализа;

г) развитие умений в классификации звуков, анализе звукового состава слова.

Ход урока

1. Работа на с. 50. Постановка новой учебной задачи.

— Что вы уже знаете о звуках речи? (Они произносятся с помощью органов речи, бывают гласными и согласными.) А что нового мы должны узнать о звуках речи на этом уроке? Кто поможет мне прочитать название страницы “Азбуки”? (“Твёрдые и мягкие согласные”.) Как это понимать?

2. Формирование мотивации чтения.

— Ответ на этот вопрос Петрушка предлагает поискать в книге-сказке Бориса Заходера. Прочитайте название сказки, записанное рисунками и условными значками. (“Кит и кот”.) Кто такой кит? Опишите его внешний вид, сравните размеры кита и кота.

А теперь посмотрите на иллюстрацию к сказке. Соответствует ли она тому, что вы рассказывали о ките? Надо прочитать текст сказки, и тогда всё прояснится. Кто хочет начать читать?

3. Чтение текстовых отрывков в “Азбуке” учащимися, умеющими читать, с помощью учителя.

4. Выяснение содержания прочитанного в связи с лексической работой.

— Что значит “В этой сказке нет порядка”? Какими ещё словами можно подчеркнуть размеры огромного кота, а какими — маленького кита?

Анализируются противоположные по значению слова (огромный — маленький) и близкие по значению слова: (большущий, крупный, гигантский; крохотный, малюсенький).

5. Чтение и рассматривание книги-сказки Б. Заходера “Кит и кот”.

— Петрушка считает, что нужно прочитать всю сказку и тогда можно будет в ней разобраться. Вы согласны с ним?

Текст сказки (в сокращении):

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово — то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

Кот — огромный, просто страшный!

Кит был маленький, домашний.

Кит мяукал. Кот пыхтел.

Кит купаться не хотел,

Как огня, воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит кит:

Ночью бродит, днём храпит.

Кот плывёт по океану.

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит кит мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши!

Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор —

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый кот ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьёт волну

И уходит в глубину...

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил “кит” на “кот”,

“Кот” на “кит”, наоборот!

6. Осмысление прочитанного.

— В чём же загадка этой сказки? (В опечатке, т. е. в ошибке, в перестановке букв.) Вы тоже будьте внимательны, когда мы будем работать с этими словами.

7. Звуковой анализ слов “кот” и “кит”. Обозначение твёрдых и мягких согласных.

— Сравните звуковые схемы слов “кот” и “кит”. Чем они похожи? (Каждое слово состоит из трёх звуков.) А одинаковы ли звуки в этих словах?

Учащиеся с опорой на схему называют отдельные звуки в словах “кот” и “кит”, приходят к выводу, что звуки разные. Учитель привлекает особое внимание к первому звуку в каждом слове, просит произнести их и сравнить работу органов речи. Учащиеся артикулируют эти звуки и отмечают, что звуки [к] и [к’] похожи, но всё же различаются, так как при произнесении второго звука спинка языка поднимается вверх к нёбу. Учитель подытоживает ответы детей: звук [к] — твёрдый, а звук [к’] — мягкий. Затем он показывает условный значок для обозначения мягкости согласных и поясняет, что поперечная линия потому изогнутая, что обозначает, как язык, образуя преграду выходящему воздуху при произнесении звука, изгибается кверху.

8. Упражнение в произнесении твёрдых и мягких согласных звуков.

Учащиеся вслед за учителем называют сначала твёрдый звук, потом соответствующий мягкий звук: [д] - [д’], [т] - [т’], [л] - [л’], [р] - [р’], [н] - [н’], [з] - [з’], [с] - [с’] и т. п.

9. Упражнение в распознавании твёрдых и мягких звуков.

Учитель произносит слова парами: мыло — милый, рыба — ряба, дыня — день, сила — соль, зубы — зебра, лёд - лодка.

Учащиеся слушают слова, произносят их вполголоса и на основе слуховых и речедвигательных ощущений определяют, с какого звука - твёрдого или мягкого согласного - начинается слово. Форма проверки: сигнальные карточки с уловными значками твёрдых и мягких согласных звуков.

10. Повторение изученного о звуках.

Выставляются бусинки — условные обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков.

— Какие бывают звуки? Покажите условный значок гласного звука. В чём особенности произнесения гласного звука? Произнесите гласные звуки: аа... уу... оо... ыы... ии... ээ... Почему гласные звуки легко тянутся, поются? (Потому что при их произнесении воздух проходит свободно, отсутствует преграда.)

— Чем отличается произнесение согласного звука от гласного? Почему согласные звуки обозначены по- разному? Что обозначает изогнутая поперечная линия? Произнесите согласные звуки и понаблюдайте за работой языка: д — дь, т — ть, н — нь, с — сь, з — зь.

11. Упражнение в классификации звуков. Работа в паре.

— Определите, с какого звука начинается ваше имя, и покажите нужную бусинку. Предварительно проверьте друг друга в парах.

12. Работа с наборным полотном “Сорока”.

— Интересно, какое имя у сороки, которая придумала, как можно обозначать звуки? Она подсказывает нам: её имя состоит из четырёх звуков, начинается с мягкого согласного [р’] и заканчивается на гласный звук [а]. (Рита.) Давайте украсим сороку бусинками с её именем.

На наборном полотне вывешиваются бусинки с объяснением каждого звука, его определением как гласного или согласного.

13. Рассказ по иллюстрации к произведению Д. Мамина-Сибиряка “Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост”.

— Знаете ли вы эту сказку? Сегодня я почитаю её на уроке, но не всю, а лишь маленькие отрывки, а остальное попробуйте додумать, сочинить сами. Согласны?

Кто забрёл на болото и, как вы думаете, зачем? Почему испугались комары? Вот как об этом говорится в сказке: “Пришёл в наше болото медведь и завалился спать. Как лёг в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул — проглотил целую сотню”. Какая картина возникает у вас перед глазами?

Учитель обращает внимание детей на подбор слов со звуком [р] для описания действий медведя (разлёгся, захрапел).

— Как повели себя комары?

Подбираются слова со звуками [з], [з’]: разозлились, загудели, стали громко зудеть (зудит, т. е. издаёт звук ззз).

— Как маленьким комарам удалось выгнать большого медведя из болота? (Их было много.) Писатель рассказывает о том, что прилетел не один Комар Комарович — длинный нос, а прилетели с ним и дедушка Комарище — длинный носище, и младший брат Комаришко — длинный носишко.

Какой комар, большой или маленький, может произнести твёрдый звук [з]? А мягкий звук [з’]?

Учащиеся произносят эти звуки и соотносят твёрдый звук [з] с большим комаром, а мягкий [з’] — с маленьким.

— Посмотрите на иллюстрацию: чем пытался медведь отбиваться от комаров? Послушайте, как говорится об этом в сказке: “Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко был слышен медвежий рёв. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил!”

Рассказывание сказки завершается передачей с помощью звуков [р], [р’] медвежьего рёва.

— Покажите с помощью твёрдого звука [р], как сердился медведь, рычал, угрожая комарам. Изобразите с помощью мягкого звука [р’] жалобное ворчание медведя, убегающего от комаров.

14. Физкультминутка: изображение зудящих комариков в движении.

15. Стимулирование домашнего чтения.

— Кто хочет прочитать эту сказку целиком дома с родителями, может взять книжку с нашей книжной полки.

16. Звуковой анализ слов.

Называются предметы, изображённые на с. 51 (мак, мяч, лук, люк). Рассматриваются модели этих слов: объясняется их значение, анализируется звуковой состав. Сравниваются звуки [м] и [м’] в словах “мак”, “мяч” и звуки [л] и [л’] в словах “лук” и “люк”. Упражнение в подборе слов к схемам (лук, сыр, мир). Читающие дети могут написать под схемой буквы.

17. Работа в паре.

С помощью бусинок, обозначающих твёрдые и мягкие согласные, учащиеся выкладывают звуковые ряды, соответствующие словам “пар”, “пир”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]