Звучание и значение слова (с. 52-53) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звучание и значение слова (с. 52-53) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Развитие умения соотносить звучание и значение слов;

б) развитие умений устанавливать количество звуков в слове, их последовательность и определять гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;

в) уточнение значения слов в связи с развитием умения классифицировать обозначаемые ими явления.

Ход урока

1. Работа на с. 52. Наблюдения над значением и звучанием слов.

— У сегодняшнего урока не совсем обычное начало. Аня и Ваня предлагают спеть любимую песню Петрушки — русскую народную песню “Калинка-малинка”. Слышали ли вы эту песню? С помощью чего создаётся мелодия песни? (С помощью звуков музыки.) Какими звуками передаются слова песни? Кто может напомнить слова этой песни? (На доске записаны слова: “Калинка, калинка, калинка моя. В саду ягода малинка, малинка моя”.)

— О каких ягодах поётся в песне? (О калине и малине.) Кто видел ягоды калины, пробовал их? Чем от них отличаются ягоды малины? Это разные ягоды, поэтому вы видите модели двух слов. Покажите, где в моделях отражено значение слов. (В рисунках.) Где обозначено звучание слов? (В звуковых схемах.) Сколько звуков в каждом слове. (По шесть звуков.) Сравните, одинаковые это звуки или разные. Произнесите протяжно слово “малина”, выделяя каждый звук. (В процессе проговаривания слова дети ведут пальчиком по звуковым схемам: м-а-л-и-н-а, к-а-л-и-н-а.)

Сравнивая звучание и значение слов “малина” и “калина”, учащиеся должны прийти к выводу: с изменением даже одного, первого звука меняется всё слово, его смысл.

— Стоило изменить один звук в слове, и значение слова изменилось, горькая ягода превратилась в сладкую малину.

2. Логические упражнения.

— Русские народные песни исполняются на русских народных инструментах. Что у Петрушки в руках? (Балалайка.) Назовите и другие народные инструменты, которые изображены на рисунке. (Дудочка, бубен, трещотка, гармошка, свистулька.) Попробуйте объяснить, почему у них такие названия, отражаются ли в них особенности звучания инструментов. (Дудочка дудит: ду-ду-ду; бубен бьёт: бу-бу-бу; свистулька свистит: с-с-с; трещотка трещит: тр-р-р.)

3. Танцевальная физкультминутка под музыку песни “Калинка-малинка” с подпеванием слов, с движениями, жестами.

4. Конкурс знатоков: кто назовёт больше слов, обозначающих ягоды, кто назовёт самую крупную ягоду?

5. Работа на с. 53. Логические упражнения на классификацию.

— Оказывается, самые крупные ягоды — это арбузы, дыни, тыквы. Они растут на поле, которое называется “бахча”, поэтому являются бахчевыми культурами. Покажите их на рисунках. Что лишнее нарисовано среди бахчевых культур? (Капуста. Это не ягода, а овощ.)

6. Соотнесение значения слов со звуковыми схемами на основе их частичного анализа.

— Посмотрите, модели слов, которые распались: в рамочках слов осталось лишь значение, а звучание выпало. Необходимо собрать модели. С какого звука, гласного или согласного, начинается слово “арбузы”? (С гласного.) Найдите звуковую схему, начинающуюся с гласного звука. Произнесите слово по схеме, выделяя каждый звук. (А-р-б-у-з-ы.)

— С каких звуков, гласных или согласных, начинаются слова “дыни”, “тыквы”? (С согласных звуков.) А какое слово, на ваш взгляд, короче: “дыни” или “тыквы”? (Дыни.) Найдите самую короткую звуковую схему. Сколько в ней звуков? (Четыре.) Проверьте, подходит ли это слово к звуковой схеме. (Д-ы-н-и.)

— Кто сам сумеет найти звуковую схему к слову “тыквы” и доказать правильность ответа?

7. Работа в паре.

Учащиеся озвучивают слова по звуковым схемам, определяют, кто и почему образовал пары. Для этого выделяются последний звук в первом слове и начальный звук во втором слове: тигр — рак, волк — кот, лиса — сом.

Делается вывод, что последняя пара слов “лиса” — “сом” составлена неверно, так как первое слово заканчивается звуком [а]: не лис, а лиса.

Задание может быть усложнено и направлено на сравнительный анализ слов не только по их звучанию, но и по значению.

— Если бы нужно было составить пары слов не по их звучанию, а по их значению, как бы вы расставили слова? Какое бы слово вы поставили рядом со словом “рак”? (Слово “сом”, так как и сом, и рак живут под водой.) Какое бы слово вы поставили рядом со словом “волк”? (Слово “лиса”, так как это названия животных, которые живут в лесу.) Можно ли составить пару из слов “тигр” и “кот”? (Да, это названия животных из семейства кошачьих.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]