Слово и предложение (с. 58-61) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слово и предложение (с. 58-61) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование представления о предложении и его функции (выражения и сообщение мысли);

б) формирование умения различать слово и предложение;

в) раскрытие роли слов в построении предложения;

г) формирование умения выделять предложение в речи;

д) формирование общего представления о тексте, речи;

е) наблюдение за звучностью, мелодичностью и выразительностью поэтической речи;

ж) использование художественных образов для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.

Ход урока

1. Работа на с. 58. Чтение названия страницы. Создание познавательной мотивации через определение детьми границ своего знания-незнания.

— О чём пойдёт разговор на этом уроке? Что вы уже знаете о слове? (С помощью слов люди общаются между собой. У слова есть значение и звучание.) А знаете ли вы, что такое предложение? Хотите ли вы узнать, почему в названии учебной страницы “слово” и “предложение” стоят рядом?

2. Работа по сказке “Лиса и волк”. Рассмотрение иллюстрации к сказке.

— Знаете ли вы эту русскую народную сказку?

3. Введение понятия “предложение”.

— Назовите героев этой сказки. (Лиса, волк.) Что вы использовали, называя героев сказки? (Слова “лиса”, “волк”.) Как вы думаете, что делает волк на замёрзшей речке? (Волк ловит рыбу.) Отвечая на этот вопрос, вы выразили свою мысль и сообщили её остальным с помощью предложения. Из чего вы составили предложение? (Из слов.) Из скольких слов? (Из трёх.) Назовите первое слово в предложении, второе, третье.

4. Подведение к выводу о различии функции слова и предложения.

— Чем же отличается предложение от слова? (Словом мы что-то называем. Чтобы выразить мысль о чём-то и сообщить её другим, мы составляем из слов предложение.)

5. Анализ схемы предложения в связи с частичным анализом моделей слов.

— Посмотрите на схему этого предложения. Что в ней используется? (Модели слов.) Сколько слов в предложении? (Три.) Как показано, что это начало предложения? (Жирной чертой.) Как обозначен конец предложения? (Точкой.)

— Моделью какого слова начинается предложение? (Моделью слова “волк”.) Как показано, что это начало предложения? (Жирной чертой.) Сколько звуков в первом слове? Выделите каждый звук. (В-о-л-к.) Сколько гласных звуков в этом слове и сколько слогов? (Один гласный звук [о] и один слог.) Сколько слогов во втором слове? Произнесите слово по схеме, разделяя его на слоги. (Ловит.) Какое слово стоит последним? (Рыбу.) Сколько в нём слогов и какой ударный? Произнесите это слово, выделив ударный слог.

6. Чтение отрывка сказки.

— Почему волк отправился ловить рыбу хвостом в проруби и кто дал ему такой совет? Расскажите начало сказки. (Заслушивается пересказ начала сказки.)

— Так ли об этом написано в книге?

Учитель читает начало сказки.

“Сильно проголодалась лиса. Бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где-нибудь чем-нибудь съестным разжиться? Видит она: везёт мужичок на санях мёрзлую рыбу.

— Недурно бы рыбки отведать, — подумала лиса. Забежала вперёд, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила. Ну дохлая, да и только!

Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит:

— О! Вот будет славный воротник жене на шубу! Взял лису за хвост и швырнул её в сани. Закрыл рогожею, а сам пошёл подле лошади.

Недолго лежала лисонька, проделала в санях дыру и давай в неё рыбу выкидывать: рыбка за рыбкой, так и повыкидывала всю. А потом и сама из саней тихонечко вылезла.

Приехал мужик домой, осмотрелся — ни рыбы, ни воротника!

А лиса перетаскала всю рыбу себе в нору, потом села у норы и ест. Видит она — бежит волк, от голода у него бока подвело.

— Здравствуй, кума, ты что это кушаешь?

— Рыбку, куманёк!

— Дай мне хоть одну!

— Как же, разевай рот! Видишь, какой ты ловкий! Я ловила, а ты будешь есть!

— Дай хоть головку, кумушка!

— Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье!..”

— Интересно ли было слушать чтение сказки? Сумели ли ребята рассказать сказку так же увлекательно? (Не совсем.) Наверное, что-то подзабыли. Нужно перечитывать сказки, даже если они знакомы. И ещё нужно уметь их рассказывать, передавая содержание голосом, выражением лица, жестами и используя сказочные слова. Кто хочет дочитать сказку дома до конца и потом рассказать её нам?

7. Составление предложений из отдельных слов.

— Модели каких слов даны ниже? (Волк, белка, лиса, грибы, рыба, сыр1.) Что обозначено под моделями слов? (Схема предложения из трёх слов.) По этой схеме из заданных слов составьте предложение о том, что ест белка. (Белка ест грибы.) Почему вы использовали для составления этого предложения слово “грибы”, а не “рыбу”? (Белка не ест рыбу.) Значит, чтобы составить предложение из слов, их надо связать по смыслу.

А можно ли переставить слова местами: “Ест грибы белка”? (Нет, слова в предложении нужно ставить в определённом порядке).

8. Работа в паре.

— Составьте предложение о том, что ест лиса, связав нужные слова по смыслу и поставив их в определённом порядке. (Лиса ест рыбу. Лиса ест сыр2.)

9. Работа на с. 59. Анализ модели слова “репка”.

— Думается, что сказку “Репка” читать не надо, так как наверняка она хорошо знакома вам с детства. Модель какого слова подсказывает её название? (Модель слова “репка”.) Что означает слово “репка”? (Это название овоща.) Чем различаются по смыслу слова “репа” и “репка”? В чём особенности звучания слова “репка”?

На основе произношения слова учащиеся доказывают, что слово состоит из двух слогов, что первый слог ударный, что в слове пять звуков: [р’], [э], [п], [к], [а].

10. Рассказывание сказки по предложениям.

— По схеме предложения вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.) Сколько слов в предложении и какие это слова?

Расскажите, что было дальше. Для этого рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и предложения выстраиваются друг за другом в тексте сказки. Какая выросла репка? Составьте предложение об этом. (Выросла репка большая-пребольшая.) Кто пошёл тянуть репку? Скажите предложением. (Пошёл дед тянуть репку.)

В продолжение работы сказка рассказывается по предложениям.

11. Слого-звуковой анализ слова “мышка”.

— Кого не хватает на рисунке? (Мышки.) Позовите мышку на помощь. Сколько слогов в этом слове? Какой ударный? Составьте это слово из бусинок.

Выкладывается звуковой ряд слова “мышка”.

12. Составление заключительного предложения по схеме.

— По схеме предложения закончите сказку. Какие слова могут быть в этом предложении? (Вот и вытащили репку.) Каким знаком нужно показать, что закончилось предложение и вместе с ним вся сказка? (Точкой.)

13. Выявление нравственного смысла сказки.

— Благодаря чему герои сказки вытащили огромную репку? (Благодаря своим дружным усилиям.)

14. Развитие рефлексии.

— Пусть каждый оценит свою работу на уроке: в полную ли силу работал и помогал ли другим.

15. Обобщение полученных представлений.

— Что вы используете, когда хотите выразить какую-то мысль и сообщить её другим? (Мы используем предложения.) Из чего составляются предложения? (Из слов, связанных по смыслу и поставленных в определённом порядке.)

16. Выяснение впечатления от домашнего чтения.

— Кто прочитал дома сказку “Лиса и волк” до конца? Кто готов выступить в роли сказочника и рассказать о том, как волк ловил рыбу хвостом на замёрзшей речке? Помогайте себе голосом, мимикой, жестами и не забывайте про сказочные выражения.

17. Работа на с. 60. Чтение названия страницы “Сказка А. С. Пушкина”, рассматривание иллюстраций к сказке.

— Знакомо ли вам имя русского писателя А. С. Пушкина? Какие сказки вам читали родители? Догадались ли вы, в какую сказку привела нас “Азбука”?

18. Выразительное чтение учителем первого стихотворного отрывка “В синем небе...”.

— Слышали ли вы эти чудесные строки?

19. Повторное перечитывание отрывка учащимися.

Дети, знающие буквы, читают текст, а не умеющие читать первоклассники восстанавливают по рисункам пропущенные в тексте слова.

20. Комментирование текста в связи с лексической работой.

— Что значит “туча по небу идёт”? (Медленно движется по небу.) Почему “бочка по морю плывёт”? (В этой бочке сброшены в воду царица с младенцем.)

21. Выразительное чтение учителем второго поэтического отрывка “Ветер по морю гуляет...”.

Перечитывание текста учащимися с восстановлением пропущенного рифмующегося слова “волнах”. Комментирование текста в связи с лексической работой.

— Как вы понимаете выражение “кораблик бежит”? (Плывёт быстро, легко.) Посмотрите на рисунок. Куда приплывает кораблик? Кто живёт на этом острове и правит городом? (Князь Гвидон. Это он находился в бочке со своей матерью, но, к счастью, остался жив.)

22. Выразительное чтение учителем третьего поэтического отрывка “Белка песенки поёт.”.

Перечитывание текста учащимися. Комментирование текста в связи с лексической работой.

— Посмотрите на рисунок золотого орешка. Что такое изумруд? (Драгоценный камень зелёного цвета.) Где живёт эта удивительная белочка? Кто помнит, как об этом написано в сказке? (Эта белочка живёт около дворца князя Гвидона. В тексте сказки есть такие строчки: “Ель растёт перед дворцом, а под ней — хрустальный дом. Белка там живёт ручная, Да затейница какая!..”)

23. Работа на с. 61. Рассматривание рисунков.

— В кого стреляет князь Гвидон? Кого он спасает от злого коршуна? (Царевну Лебедь.)

24. Чтение четвёртого поэтического отрывка и его анализ.

— Сравните изображение Царевны Лебеди на рисунке и её описание в поэтическом тексте. Что значит “выступает, будто пава”? (Пава — это очень красивая птица, самка павлина.) Как вы понимаете строчки: “А как речь- то говорит, словно реченька журчит”? (Её речь плавная, звонкая, напоминающая журчание воды.)

— Как отблагодарила Царевна Лебедь князя Гвидона за своё спасение? (Она стала его женой, совершала по его просьбе различные чудеса, помогла ему встретиться с отцом — царём Салтаном.)

25. Оценка прочитанного.

— Понравилась ли вам пушкинская сказка, хоть и прочитали мы её лишь в отрывках? Чем она вам понравилась? Согласны ли вы с тем, что звучание пушкинских строк ритмично, мелодично? Можно ли сказать, что каждое слово в сказке подобрано не случайно?

26. Использование художественных образов для воспитания ценностного отношения к владению словом, речью.

— У А. С. Пушкина можно поучиться владению русской речью и отношению к слову. В его сказке описывается драгоценный орешек. А можно ли сравнить слово с орешком? Что в слове можно назвать скорлупкой, а что — ядрышком? (Скорлупка — это звучание слова, а ядрышко — это его значение.) Следует ли относиться к слову как к драгоценности? (Да, нельзя искажать звучание слов, нужно знать значение слова и правильно его употреблять.)

— А. С. Пушкин сравнил речь прекрасной царевны с журчанием реченьки. О хорошем владении речью говорят ещё так: “Речь льётся”. Как вы это понимаете? (Речь напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, составляют предложение, за которым следует второе предложение, третье, пока не выстроится текст сказки, стихотворения, рассказа.)

27. Поддержание учебной мотивации.

— Хочется ли вам научиться хорошо владеть словом, речью?


1 Объём анализа моделей слов определяется самим учителем.

2 Можно вспомнить сказку “Два жадных медвежонка”.

Урок 20. “Повторение — мать учения” (с. 62—64)

Урок проводится в соответствии с материалом в учебнике.






Для любых предложений по сайту: [email protected]