Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [т] и [т'], буква Тт (с. 84) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Знакомство с новой буквой Тт, обозначающей звуки [т] и [т’]; чтение слов с этой буквой;
б) привлечение внимания учащихся к многозначным словам;
в) воспитание ценностного отношения к трудолюбию.
Ход урока
1. Вводная беседа.
— Аня и Ваня хотят спросить вас: знаете ли вы, что такое талантливый человек? (Учащиеся высказывают свои суждения.) Талантливый человек обладает замечательными способностями: он необыкновенно рисует, поёт, играет на музыкальных инструментах, сочиняет стихи, решает сложные задачи.
Ваня интересуется, как стать талантливым человеком. (Дети обмениваются мнениями.) Аня считает, что по- своему талантлив каждый человек, но, чтобы раскрыть этот талант, необходимо большое трудолюбие. Нужно много упражняться, пополнять свои знания и умения. Поэтому и мы не будем терять времени впустую.
2. Рассматривание рисунка на с. 84.
— Кем хочет стать этот мальчик? (Художником.) Наверное, он хочет стать выдающимся художником, поэтому усердно занимается рисованием. Что он рисует? (Картину.) Как называется подставка для картины? (Мольберт.)
3. Звуковой анализ слов, сравнение звуков [т] и [т’], упражнение в их различении.
— Каким звуком начинается и заканчивается слово “талант”? (Звуком [т].) Каким звуком заканчивается слово “мольберт”? Определите, какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий. Какой парный мягкий звук есть в слове “картина”? (Звук [т’].)
4. Знакомство с буквой Тт, её характеристика.
— Посмотрите на букву, которая обозначает звуки [т] и [т’]. На что она похожа? (На трубу.)
5. Работа над многозначными словами “труба”, “лист”.
— Посмотрите на рисунки внизу страницы. Озвучьте звуковую схему первого слова. (Труба.) Какие бывают трубы? (Труба, через которую идёт дым, и труба — музыкальный инструмент.) Одно или несколько значений у этого слова? (Несколько.) А как звучит слово в том и другом случае: одинаково или по-разному? (Одинаково: т-р-у-б-а.) Если это слово звучит одинаково, как можно узнать, о какой трубе идёт речь? (Надо употреблять слово так, чтобы было понятно его значение: умело связывать его с другими словами и строить предложение, ясное по смыслу.) Придумайте предложение о трубе, из которого было бы ясно, о какой трубе идёт речь.
Озвучьте схему второго слова. (Лист.) Что может означать слово “лист”? (Лист дерева и лист из книги.)
Работа над вторым словом выстраивается по заданному образцу.
6. Упражнение в чтении слогов.
— Мальчик рисовал ворону. Ворона тоже рисовала, только клювом. Как стучал её клюв? (Ту-ту, та-та, то-то, ти-ти...) Постарайтесь при чтении слогов с помощью интонации передать удары вороны, прочитать чётко и отрывисто.
Теперь прочитайте слоги, потянув гласные звуки так, словно дым идёт из трубы.
7. Анализ модели слова “Антон”.
Выяснение значения слова: имя мальчика. Звуко-буквенный анализ слова, чтение на основе анализа.
8. Игры со словами.
На доске записано число 100.
— Назовите это число. Как записать его не цифрами, а буквами? Как образовать из слова “сто” слово “стóит”? Как превратить слово “стóит” в слово “стои´т”?
9. Чтение текста “Картина”.
— Что хочет сказать ворона? (Название рассказа.) Прочитайте его: произнесите воронье “слово” и добавьте к нему то, что написано буквами. (Картина.)
Чтение текста по предложениям. Привлечение внимания к восклицательному знаку. Работа над выразительностью чтения “слов” вороны.
— Для чего слова поделены чёрточками на части, слоги? (Чтобы прочитать их по слогам, как будто отбивая клювом.)
10. Подведение итогов.
— Какую букву научились читать? С каким словом, начинающимся и заканчивающимся на т, вы познакомились? (Талант.) А какое слово, тоже начинающееся на т, означает то, без чего человек не сможет раскрыть свой талант? (Труд.) Кто может сказать сегодня про себя: “Я хорошо потрудился на уроке”? Если вы будете ежедневно трудиться, то обязательно раскроете свои таланты.