Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Строчная и заглавная буква Нн (с. 24-25) - 4-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2-й урок
1. Письмо заглавной буквы Н на рабочей строке начинается с письма её элементов. Учитель обращает внимание на графический образ буквы Н: она имеет две прямые линии и петельки на них, внизу и вверху.
Безотрывное письмо заглавной буквы Н на счёт “и — раз — и — два — и” (на счёт “раз” пишутся основные вертикальные элементы, на счёт “и” — дополнительные линия-чёрточка и две петли).
Словесное описание движений руки при письме может дать учитель.
— Буква Н начинается выше середины строки для заглавных букв. Ведём линию-чёрточку вверх (счёт “и”), переходим на письмо плавной вертикальной линии (счёт “раз”), ведём её вниз до конца строки. Пишем нижнюю петлю (счёт — долгий “и”), плавно пересекаем верхнюю рабочую строку и пишем верхнюю петлю. Заканчиваем письмо плавной вертикальной линией с закруглением внизу (счёт “два — и”).
2. Письмо слов и предложений, правила их записи.
— Почему слова в середине предложения написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)
3. Дополнительные задания: подписать буквы под звуковыми схемами; сделать самостоятельный звуковой анализ слова “сосны” (с. 25).
4. В конце урока учитель может предложить детям сочинить дома сказку о букве н, проиллюстрировать её или сделать рисунки к каждому эпизоду сказки, как в мультфильме. Вариант сказки учитель может дать устно.
“Жила-была буква н. Она очень любила ножницы и нитки. Каждый день она начинала какое-то новое дело, но не любила его доводить до конца.
Приближался Новый год. Буква н решила на праздник сделать новые маски: носорога, норки, незабудки и нарцисса. Ножницы и нитки помогали ей. Но буква н делала всё так нехорошо, небрежно, неаккуратно, что ножницы и нитки очень рассердились на неё:
— Никто не наденет такие некрасивые маски на Новый год!
Буква н накричала на своих помощников:
— Не суйте свой нос не в своё дело!
Буква о пыталась смягчить пылкий нрав буквы н и побежала за ней. “О-о-о! Остановись! — кричала она. — Начнём всё сначала и будем работать дружно!”
Но всё безуспешно. Буквы н и след простыл. И вдруг ножницы и нитки увидели свой словесный наряд в зеркале и ужаснулись:
— Во что мы превратились? Кто теперь узнает нас, если от нас остались рожки да ножки: “...ож...ицы”, “...итки”?
Они позвали на помощь другие буквы. Пришли л, р и у и попытались составить новую “одежду” для ножниц и ниток. У них получилось: “рожицы”, “улитки”.
— Нет, нет! Нам это не подходит! Кто же будет нас уважать, если мы останемся с такими именами? Кто-нибудь захочет купить в магазине нитки или ножницы, а им скажут: “Вот вам, пожалуйста, улитки и рожицы”. Ни за что мы не согласимся на новые имена. Прежние нам очень нравились, нас все знали, и мы хорошо понимали друг друга.
Нитки и ножницы на себе испытали, что ссора до добра не доводит”.
Уроки 17—18. Строчная и заглавная буква Лл (с. 26—27)
Уроки изучения буквы Лл строятся аналогично урокам по изучению буквы Нн. Итоги уроков можно подвести с помощью “Барометра настроения” (смайлики).