Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Чтение слов и текстов с изученными буквами (с. 88-89) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование умения читать трёхсложные слова;
б) совершенствование способа чтения слов с изученными буквами;
в) формирование умения читать и воспринимать текст по структурно-смысловым частям;
г) развитие интереса к чтению книг;
д) воспитание гуманного отношения к животным.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности. Упражнение в чтении слов.
— Вам понравилось читать про цирк? Хотелось бы прочитать новые рассказы о жизни цирка? Чтобы суметь их прочитать, надо подготовиться к чтению: настроиться на внимательное, правильное чтение длинных слов: кот — котик — котики, ослик — ослики, стали — устали, соска — сосиска, скалá — искáла, сними´ — отними´.
2. Работа по странице “Азбуки”. Рассматривание иллюстраций к текстам.
— Кому посвящена эта страница “Азбуки”? (Клоунам - дрессировщикам.) Легко ли быть клоуном-дрессировщиком? Весёлое ли это занятие? Как вы думаете? (Обмен мнениями.)
3. Чтение текста “Клоун и Тото”.
— Прочитаем, что об этом говорится в рассказах. Прочитайте название первого рассказа. (“Клоун и Тото”.) Кто помнит с прошлого урока, кто такой Тото? Определите по рисунку. (Это ослик.) Посмотрите на ослика, на выражение его глаз. Они весёлые или грустные? Как вы думаете, в чём может быть причина? Давайте проверим ваши предположения.
Прочитайте первые два предложения. Что требует клоун от ослика? (Бегать, веселить публику.) Прочитайте следующие два предложения. Как ведёт себя ослик и почему? (Он устал.)
— Может быть, клоуну стоит подхлестнуть его кнутиком? Прочитайте третье, последнее предложение. Как же отнёсся клоун к такому поведению ослика? (Он пожалел ослика, угостил его морковкой.) Почему клоун посочувствовал ослику? (Клоун добрый, и он относится к ослику как к своему другу. Он понимает, что животные тоже устают.)
Осуществляется перечитывание текста с отработкой выразительности чтения.
4. Чтение второго текста (без названия).
— Рассмотрите вторую картинку. С кем выступает этот клоун? В чём заключается их цирковой номер? Куда должна смотреть собачка? (На табличку с задачкой.) А на что она смотрит? (На сосиски.) Узнаем, что об этом говорится в рассказе.
Прочитайте сначала два первых предложения. Как следует понимать слово “отними”: “из трёх вычти один” или “отними сосиски”? Прочитайте два следующих предложения. Как понимает команду клоуна собачка? Что она собирается сделать: решить задачку или отнять сосиски?
Прочитайте вопрос к тексту. (“Клоуну грустно или весело?”) Как бы вы ответили на этот вопрос? (Грустно оттого, что собачка его не слушает, а смешно, потому что она всё равно пролаяла два раза.)
— Прочитайте этот рассказ выразительно. Как будете читать слова клоуна? (Строго, но доброжелательно.) А “слова” собачки? (Жалобно, просяще.)
5. Обобщение прочитанного.
— Так легко ли быть клоуном-дрессировщиком? Как ему нужно относиться к животным?
6. Работа в паре “Найди слово”.
— Клоун со своей учёной собачкой приготовил для вас непростую задачу: отыскать среди букв спрятанные слова. Прочитать эти слова можно сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, по прямой и кривой — только не перепрыгивая через буквы. (Дети отыскивают слова “лак”, “косы”, “осы”, “лимон”.)
— Прочитайте клоуну слова, которые вы нашли.
7. Резервное задание “Это лото”.
8. Подведение итогов.
— Легко или трудно было вам выполнять задания на уроке? Кто устал?
9. Упражнение в правильном и быстром (целыми словами) чтении.
— Что означает появление сороки? (Надо постараться читать чётко и быстро.) Прочитайте сначала эти слова для себя вполголоса, затем громко для класса.
10. Чтение рассказа “Толик и кот”.
— Рассмотрите рисунок. Понятно ли вам, чем занимаются мальчик и кот? Как можно узнать об этом? (Надо прочитать текст.)
Текст читается по абзацам с выяснением восприятия прочитанного и отработкой выразительности чтения.
— Сколько частей в тексте выделено? (Три части.) Найдите и прочитайте первую часть. О ком говорится в первой части? Зачем Толя посадил кота на канат?
Прочитайте вторую часть. Что предлагает Толик коту? Почему он его называет “котик”? Выразите при чтении слов мальчика его ласковое отношение к коту.
Прочитайте третью часть. О чём в ней говорится? Почему кот капризничает? Звучание каких слов напоминает мяуканье кота? Кто сможет “по-кошачьи” прочитать эти слова?
11. Лексическая работа.
— Чему пытался Толик научить своего кота? (Карабкаться по канату.) Как называют артистов цирка, которые ходят по канату? (Канатоходцами.) Какие ещё цирковые артисты участвуют в представлении? (Жонглёры, акробаты, фокусники.) Чьи выступления вам особенно нравятся?
12. Чтение стихотворного отрывка “Клоуны — смешной народец...”.
— Нередко клоуну приходится осваивать не только профессию дрессировщика, но и другие: жонглёра, фокусника и даже канатоходца. Чаще всего он делает это по-своему, смешно. Как? Об этом следующее стихотворение на странице “Азбуки”. Читать его мы будем вместе. Сначала найдите те слова, которые вы уже можете прочитать сами (“клоуны”, “канату”). Послушайте, как я прочитаю это стихотворение. Теперь постарайтесь прочитать вслед за мной.
Как понять смысл этого стихотворения? Действительно ли клоун идёт по канату? О чём предупреждают слова “Клоуны — смешной народец”? (Наверное, что-то не так, что-то смешное.) Каким вам представляется этот смешной номер? Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к этому стихотворению? (Канат лежит на полу, и по канату идёт клоун.)
13. Знакомство с книгами о цирке.
— Страницы о цирке в “Азбуке” заканчиваются. Пора сворачивать нашу цирковую афишу. Петрушка загрустил. А вам грустно расставаться с цирком? Но о цирке можно найти и почитать интересные книги с рассказами и стихами. На нашей книжной полке есть такая книга стихов Екатерины Каргановой “На арене фокус-покус”. У вас есть желание послушать некоторые стихотворения?
КЛОУН
Я клоун!
Я к зрителям буду спешить.
Я клоун!
Я зрителей буду смешить.
— Эй, клоун! Смотрите, какой он растяпа!
— Какая смешная у клоуна шляпа!
— И нос как картошка!
— И уши как груши!
— И щёки как плошки!
— И бант на макушке!
Пожалуйста, смейтесь
И громче кричите,
И все надо мною до слёз хохочите!
Пускай у вас слёзы от хохота льются!..
Я очень люблю, когда люди смеются.
— Обижается ли клоун, когда над ним смеются? (Дети высказывают свои суждения.)
— Послушайте ещё одно стихотворение. Оно называется “Летающие тарелки”. Как вы думаете, о каких тарелках пойдёт речь? Чтобы проверить свои предположения, послушайте это стихотворение.
Летают тарелки!
Тарелки летают —
Глубокие, мелкие —
Целая стая.
Летают как птицы
И скачут как белки.
Тарелки летают!
Летают тарелки!
А кто из вас знает,
А кто угадает:
Кто эти тарелки
Летать заставляет?
Для тех, кто ответить
Не смог до сих пор,
Скажу по секрету,
Что это... жонглёр!
— Какие же летающие тарелки бывают в цирке?
14. Подведение итогов. Выяснение отношения к чтению книг.
— Кто из вас хочет взять эту книжку домой и почитать её вместе с родителями?