Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [п] и [п'], буква Пп (с. 94-95) - 6-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование умения различать звуки [п] и [п’];
б) знакомство с буквой Пп, формирование умения читать слова с этой буквой;
в) развитие умения читать трёхсложные, четырёхсложные слова;
г) развитие чувства слова.
Ход урока
1. Повторение изученной буквы Вв. Игра “Назови слова на “ква”.
— Петрушка предлагает поиграть в слова с любимым словом лягушки. Какое это слово, как вы думаете? (Ква.) Назовите слова, которые начинаются на “ква”. (Квас, квартира, квадрат...) Составьте из букв слово “квас”.
Назовите слова, которые заканчиваются на “ква”. (Тыква, клюква.) Превратите слово “квас” в слово “тыква”.
2. Работа на с. 94. Беседа по содержанию рисунка.
— Где вы оказались? (На даче. В деревне.) Что находится на даче?
3. Работа над значением и звучанием слова “парник”.
— Что такое парник? (Теплица.) Подберите слово, близкое по значению. (Теплица.) Каким звуком начинается слово “парник”? Какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? Назовите парный звук.
4. Упражнения в подборе слов на заданный звук.
— В каких других словах — названиях предметов, изображённых на рисунке, встречаются звуки [п] и [п’]? (Укроп, парник, пугало, петрушка, перо, шляпа.)
5. Постановка учебной задачи. Знакомство с буквой Пп.
— Чтобы суметь прочитать эти и другие слова, надо познакомиться с новой буквой. Звуки [п] и [п’] обозначаются буквой Пп.
6. Анализ графического образа буквы п. (Сложена из перьев.) Соотнесение буквы с обозначаемым ею звуком.
— Какой звук в слове “перо” нужно обозначить буквой п?
7. Чтение слогов с буквой п.
— В каких слогах буква читается твёрдо, а в каких — мягко?
8. Работа с моделями слов “пила”, “пугало”.
— Что означает слово “пила”? (Предмет, инструмент.) Что ещё может означать слово “пила”? (Действие. Например, пила воду.) Из каких звуков состоит это слово? Прочитайте буквы, которыми обозначены эти звуки.
Что такое пугало? Для чего оно используется? Каким другим словом, близким по значению, можно назвать эту фигуру, похожую на человека? (Чучело.) Произнесите слово “пугало” по слогам. Сколько звуков в первом слоге? Какие? Прочитайте буквы, которыми обозначены эти звуки. Сколько звуков во втором слоге и какие? Какой звук не обозначен буквой? Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? Напишите её на доске. Произнесите третий слог. Какие звуки есть в этом слоге? Прочитайте буквы, обозначающие эти звуки.
9. Подготовка к чтению текста. Чтение слов: пар — парник, полола — полила.
Учитель может дополнительно написать на доске и другие слова, которые встретятся в тексте, и прочитать их путём наращения: ставил — поставил, пусто — капуста, пасти — спасти, куст — кустик — кустики.
10. Чтение текста “Парник”.
Текст читается по предложениям. Осмысление содержания текста проводится с опорой на рисунок и предполагает выборочное чтение.
— Что растёт в парнике? (Перцы и помидоры.) Найдите их на рисунке. Что растёт около парника? Где нарисован лук, а где — капуста? Что полола Полина? А что поливала? Зачем она поставила пугало?
11. Рассказы учащихся на основе личного опыта.
— Кто из вас тоже помогает родителям работать на даче или в деревне?
12. Работа на с. 95. Ориентировка в материале.
— Рассмотрите страницу в “Азбуке”. Будете ли вы сегодня изучать новую букву? (Нет.) Но посмотрите, сколько нужно успеть прочитать за урок длинных слов, рассказов, стихотворений! Сумеете?
13. Рассматривание рисунка.
— Чем расстроен мальчик? Как называют ребят, у которых сумки с красными крестами? (Санитарами.) Чем занимаются санитары? (Они оказывают помощь больным.) Как вы думаете, о чём говорят ребята? (Разыгрывание диалога.)
14. Подготовка к чтению текста. Упражнение в чтении слов на разворачивающихся полосках.
— Узнаем, как об этом говорится в тексте. Но сначала, чтобы подготовиться к чтению, прочитайте слова, которые встретятся в тексте.
Учитель разворачивает бумажные полоски со словами “санитары”, “витамины” так, чтобы постепенно открывался каждый следующий слог. Затем слова перечитываются целиком, вывешиваются на доске в качестве ключевых слов текста.
15. Чтение слов в столбике.
Слова читаются по пометам, затем перечитываются целиком с ударением.
16. Чтение текста “Санитары”.
Чтение для себя: вполголоса, шёпотом. Чтение для класса цепочкой по предложению. Анализ содержания по структурно-смысловым частям на основе ответов на вопросы с опорой на рисунок:
— Как зовут санитаров? Что у Тамары? А что у Виталика? Почему Слава обратился за помощью к санитарам? Какую помощь ему предложили ребята? А на что рассчитывал Слава?
17. Работа в паре.
— Подготовьтесь к чтению в паре разговора ребят. С каким чувством надо прочитать слова Тамары? (Сопереживания, заботы.) Каким голосом надо прочитать ответ Славы? (Разочарования, неудовольствия.)
18. Выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения Агнии Барто “Мы с Тамарой”.
— С каким чувством говорит Таня о том, что они с Тамарой санитары? (С чувством гордости.) Послушайте всё стихотворение и определите, меняется ли настроение Тани в конце произведения. (“... я реву”.)
19. Обобщение.
— О чём читали сегодня на уроке? Что интереснее читать: отдельные слова или тексты? А зачем нужно учиться читать отдельные слова? (Без умения читать слова нельзя прочитать и понять текст.)
20. Упражнение в правильном и быстром чтении слов.
— Покажите сороке Рите, как вы научились безошибочно и быстро читать слова.
21. Подведение итогов.
— Много ли новых слов вы прочитали, изучив букву Пп?
Благодаря чему вы сумели так много прочитать на уроке?