Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [д] и [д'], буква Дд (с. 12) - 9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Развитие умения проводить звуковой анализ слов; формирование умения различать звуки [д] и [д’];
б) знакомство с буквой Дд, формирование умения читать слова с этой буквой в составе предложений, текстов;
в) развитие умения подбирать заголовок к тексту.
Ход урока
1. Анализ звуков [д] и [д’].
— Представьте, что вы оказались не на уроке, а в лесу. Что вы видите? Какие звуки слышите? Какую птицу называют лесным доктором и почему?
Проговорим все вместе: “Дятел долбит дерево”.
Какие звуки повторяются в начале слов? (Звуки [д] и [д’].) Это звуки гласные или согласные? (Согласные.) Язычок как будто “долбит” верхние зубы, как дятел: д-д-д... А теперь ударим язычком помягче: дь-дь-дь.
2. Работа по странице “Азбуки”. Знакомство с буквой Дд.
— Посмотрите на букву, которой обозначаются звуки [д] и [д’]. Где живёт эта буква? Попробуйте отыскать её в рисунке домика.
3. Чтение слогов по “лесенке” (классной слоговой таблице).
— Чтобы прочитать эту страницу азбуки, нужно сначала выйти из дома по ступенькам и не споткнуться: де-ду-дё-ды-ди...
4. Работа с моделями слов “дубы”, “дети”.
— Название всего, что находится вокруг дома, начинается со звуков [д] и [д’]. Модели каких слов даны на странице? Чем похожи эти слова по слого-звуковому составу? (Состоят из двух слогов, четырёх звуков.) А чем различаются? (В первом слове твёрдые согласные звуки, а во втором — мягкие.) Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков?
5. Освоение позиционного принципа чтения.
Чтение слов в столбиках: дубы, дубок...
6. Подготовка к чтению текста.
Чтение многосложных слов, вынесенных на доску: увидели, берегли, закрывали.
7. Чтение текста.
8. Анализ содержания текста, выбор заголовка.
— Есть ли у этого текста заголовок? (Нет, вместо него — пустая рамочка.) Вам предлагается самим выбрать заглавие. Какие заглавия предлагаются в задании? (“Дети”. “Росток”. “Дубок”.) Заглавие обычно отражает то главное, о чём говорится в тексте. Что главное в содержании этого текста: то, что дети были в лесу, или то, что в лесу рос дубок? (То, что в лесу рос дубок.)
— Как же можно озаглавить этот текст? (“Росток”. “Дубок”.)
9. Творческое продолжение текста.
— Приходилось ли вам видеть дуб? Какое это дерево? (Большое, с раскидистыми ветками.) Для того чтобы маленькому ростку дуба превратиться в могучее дерево, нужно много места и много солнца. Легко ли вырасти дубу в чаще леса? Подумайте, как решили дети помочь маленькому ростку. (Дети решили выкопать маленький росток и посадить его недалеко от своего дома на солнечной полянке.) Расскажите своё продолжение этой истории.
10. Чтение загадок. Работа в парах с последующей коллективной проверкой.
11. Подведение итогов.
— Какую новую букву учились читать? Чему учились те из вас, кто уже умел читать эту букву раньше?