Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
ЦЕЛИ УРОКА: учить описывать репродукцию картины, определять её тему и главную мысль; последовательно воспроизводить содержание рисунка в тексте, пользуясь вопросами плана; учить выбирать слова для передачи высказываемой мысли; правильно записывать предложения и части текста.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут упражняться в умении последовательно воспроизводить содержание репродукции в тексте по вопросам, в умении правильно записывать предложения и части текста.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 36, упр. 78. Чтение пословиц, выяснение их смысла. Определение глаголов, отвечающих на вопрос что делай?
2. Актуализация знаний
— Отгадайте загадку.
Дует тёплый, нежный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, никнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
— Март — это первый месяц весны. В марте светит ярче солнце, с каждым днём быстрее снег начинает таять и прилетают грачи. Люди всегда ждали весну и радовались её приходу, о чём говорит прилёт грачей. Прочитайте приметы. Эти и другие приметы верны и сейчас.
Запись на доске:
Увидал грача — весну встречай.
Ранний прилёт грачей — к тёплой весне.
3. Целеполагание
— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине по вопросам.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 73, упр. 127. Подготовка к сочинению.
Работа с «Картинной галерей» учебника с репродукцией картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Рассматривание репродукции картины, определение её темы и темы предстоящего сочинения.
Анализ репродукции картины по вопросам к упражнению. Анализ содержания рисунка по вопросам:
• Что привлекло внимание художника, стало предметом изображения на картине?
• Каким вы видите небо?
• Что в картине озарено неярким весенним светом?
• Каким вы увидели снег у берёз и вдали на полях?
• Какими художник изобразил берёзы?
• Расскажите о грачах.
• Какие цвета преобладают на картине?
• Чем заинтересовала вас картина?
Восстановление деформированного текста (устно).
Запись на доске:
На картине начало .... Тает .... Талая вода стекает в .... На синем небе .... Всюду неяркий весенний .... На деревьях хлопочут .... Птицы обживают свои ....
Обсуждение фрагментов текста и первого предложения в каждой части; отбор слов, которые можно использовать для точной передачи содержания репродукции картины. Составление (под руководством учителя) описательного текста по репродукции картины.
Запись текста или предложений из составленного текста с комментированием.
5. Самостоятельная работа
Самопроверка написанного текста.
6. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 76 на с. 35.
7. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).