Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным - Урок 3
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными, составлять такие словосочетания, ставить вопросы к именам прилагательным от имён существительных, составлять предложения из слов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся закрепят умение распознавать имена прилагательные и имена существительные, с которыми эти имена прилагательные связаны по смыслу.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 43, упр. 93. Зачитывание составленных предложений.
2. Актуализация знаний
Воспроизведение знаний об именах прилагательных.
— Что обозначают имена прилагательные?
На какие вопросы могут отвечать?
С какой частью речи они связаны по смыслу?
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Имя прилагательное».
Уточните учебно-познавательную задачу урока. (Что такое имя прилагательное?)
4. Работа по теме урока
Чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 89). Упражнение в составлении словосочетаний и формировании умений ставить вопрос к прилагательному.
Выполнение в рабочей тетради упр. 92 на с. 43. Упражнение в составлении словосочетаний и формировании умений ставить вопрос к прилагательному.
Комментированная запись словосочетаний.
Учитель называет слово из словаря, дети подбирают к нему подходящее по смыслу имя прилагательное и записывают составленное словосочетание, обозначают стрелкой связь имени существительного с прилагательным.
(Сильный) ветер, (дружный) класс, (любимая) родина, (теплая) одежда, (русский) народ, (парное) молоко, (душистая) земляника, (молодая) осинка, (цветные) карандаши.
— На какой вопрос отвечает каждое прилагательное в словосочетаниях?
Подбор прилагательных к заданным именам существительным на тему «Весенний день». (Обращается внимание на то, что нужно подобрать такие имена прилагательные, которые характеризуют именно этот (конкретный, сегодняшний) день.)
Запись предложений с комментированием. Нахождение в предложениях главных и второстепенных членов. Определение, какой частью речи выражен каждый член предложения.
— Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам по уровням сложности.
Уровень 1
1. Поставь в словах ударение.
Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
2. В каждой строке зачеркни лишнее слово. Найди и выдели в словах общий корень.
Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
3. Вставь пропущенные буквы.
Л..стопад, т..рять, взгл..ну, ш..пну, л..док, пр..мые, вскр..чал, ж..рища.
Уровень 2
1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.
Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую — как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.
2. Вставь пропущенные буквы:
В л..су зв..рьки г..товятся к з..ме. Птицы ул..тают в тёплые края. Белоч..ка суш..т на ветвях деревьев гр..бы. Ёж..к спеш.д в свою норку. Мы..ка запасает з..рно.
3. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Лужами, двор, покрыт, широкий.
6. Домашнее задание
Найти в словаре однокоренных слов (учебник, с. 139) имена прилагательные и выписать в тетрадь.
7. Подведение итогов урока
— Для чего в речи используют имена прилагательные?
На какой вопрос могут отвечать имена прилагательные?
С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное?