Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

ЦЕЛИ УРОКА: учить описывать репродукцию картины, определять её тему и главную мысль; последовательно воспроизводить содержание рисунка в тексте, пользуясь вопросами плана; учить выбирать слова для передачи высказываемой мысли; правильно записывать предложения и части текста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся будут упражняться в умении последовательно воспроизводить содержание репродукции в тексте по вопросам, в умении правильно записывать предложения и части текста.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Правильность выполнения задания в рабочей тетради на с. 48, упр. 103.

Рассматривание изображённых на рисунке предметов (олень: туловище, голова, рога, глаза, уши, ноги; заяц: туловище, голова, глаза, уши, ноги; колокольчик: стебель, листья, цветы; и так далее); рассказ о том, какие имена прилагательные надо употребить, чтобы описать любой из данных предметов. Заслушивание текстов-описаний, составленных детьми. Определение имён прилагательных в составленных текстах.


2. Актуализация знаний

Учитель демонстрирует предметы: яблоко, груша, букет цветов, ваза.

— Назовите предметы.

Если эти предметы разместить рядом и составить композицию, то получится натюрморт.


3. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять текст- описание по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 98, упр. 170. Подготовка к сочинению. Работа с «Картинной галерей» учебника с репродукцией картины Фёдора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассматривание репродукции картины, определение её темы и темы предстоящего сочинения.

Анализ репродукции картины по вопросам к упражнению. Анализ содержания рисунка по вопросам к упражнению.


Дополнительная информация для учителя

Натюрморт — это картина, на которой чаще всего изображён стол и то, что на нем находится — цветы, фрукты, вазы, столовые приборы, посуда, снедь (рыба, дичь и т.д.). Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка и буквально означает «мертвая природа». Это действительно так. Художники очень стараются, чтобы предметы выглядели натурально, неотличимо от настоящих, но все равно изображение получается неживым.

Художник Ф. Толстой хотел оживить натюрморт, поэтому он включил в него живых существ — птиц, насекомых. И натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» от этого как бы заиграл новыми красками, наполнился живой силой, как будто в неодушевлённый предмет вдохнули жизнь. Если представить, что птички и насекомых на картине нет, она становится унылой, простой, похожей на сотни других натюрмортов.

На картине мы видим стеклянную вазу, наполненную водой, а в ней несколько садовых цветов. На веточке сидит необычная птичка. Она что-то высматривает. Может быть, она увидела червячка на листике? На букете сидит муха. На вазе изображена бабочка.

Картина выглядит очень красочной и спокойной. Она вызывает в душе ощущение комфорта и равновесия.

Обсуждение фрагментов текста и первого предложения в каждой части; отбор слов, которые можно использовать для точной передачи содержания. Составление (под руководством учителя) описательного текста по репродукции картины.

Запись текста или предложений из составленного текста с комментированием.


5. Самостоятельная работа

Самопроверка написанного текста.


6. Домашнее задание

Учебник, раздел «Проверь себя», с. 99, вопрос 1, 2.


7. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

Какой текст вы составляли? (Текст-описание.)

Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]