Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова
ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представление об однозначных и многозначных словах, учить различать эти слова в речи, развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова в речи.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 16, упр. 31.
— Прочитайте слова, которыми вы дополнили каждую группу слов.
Какое общее название для групп вы предложили? (Растения.) Прочитайте предложения, которые вы составили. Постарайтесь определить в предложениях грамматическую основу.
2. Актуализация знаний
Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.
— Прочитайте слова. Укажите слова, которые могут обозначать два разных предмета.
Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.
— Соотнесите слова с картинками.
На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы.
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 17, упр. 32.
— Прочитайте стихотворение. Поставьте пропущенные знаки препинания. Объясните значение выделенных слов.
3. Целеполагание
— Сформулируйте тему нашего урока. (Слово и его значение.) Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое однозначные и многозначные слова.)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 47, упр. 58.
Уточнение представлений о многозначных и однозначных словах. Составление и запись предложений с многозначными словами.
Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.
Работа со схемой.
Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
Работа по учебнику. С. 48, упр. 60.
Чтение учителем отрывка из стихотворения В. Остена.
Устное выполнение задания упражнения.
Словарная работа.
Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов дорога, дорожка, дороженька, выделение непроверяемой гласной о в первом слоге. Запись предложения со словом дорога под диктовку: Мы ехали по железной дороге.
Определение: что означает словосочетание железная дорога? Выделение в предложении главных членов: подлежащего и сказуемого.
Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.
Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.
— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.
Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Запись слов по их лексическому значению:
1) лиственное дерево с белой корой (берёза),
2) первый месяц осени (сентябрь),
3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),
4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),
5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),
6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).
6. Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 18, упр. 35.
— Подчеркните многозначные слова. Составьте и запишите с одним из слов предложение.
Работа в парах.
— Объясните своему соседу по парте написание выделенных букв в словах стихотворения А. Шибаева.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 35 на с. 18.
8. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?