Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов

ЦЕЛИ УРОКА: формировать представление о многозначных словах, употребленных в прямом и переносном значениях, учить находить такие слова в предложениях, показать роль слов в переносном значении в поэтической речи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные представления об употреблении слов в прямом и переносном значениях, научатся находить в предложении слова в прямом и переносном значении.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 18, упр. 35.

— Какие многозначные слова иллюстрируют рисунки?

Какие рисунки вы дорисовали? Какие многозначные слова иллюстрируют ваши рисунки? Прочитайте предложение, которое вы записали.


2. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой». (Текст читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

«Мне не хватает теплоты», —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денЁчки?»

«Ты не поймешь, ещЁ мала», —

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!» —

И тащит одеяло.

— Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 49.

— Тема нашего урока: «Слово и его значение».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое прямое и переносное значение многозначных слов.)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 49, упр. 62. Чтение рубрики «Обрати внимание!».

Ознакомление с прямым и переносным значениями слова.

Работа по учебнику. С. 50, упр. 63.

Работа с таблицей. Запись составленного предложения с любым сочетанием слов.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 19, упр. 36.

Объяснение значения каждого словосочетания. Составление предложений с любым словосочетанием. Запись предложения.

Работа по учебнику. С. 51, упр. 64.

Объяснение значения выделенных слов, которые писатели употребляют в прямом и переносном значении. Запись одного предложения по выбору. Работа в группах.

Задание 1

— Наш язык богат и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами. Предлагаю выбрать и записать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны.

— Составьте предложения с этими фразеологическими оборотами. Учитель раздаёт конверты с заданиями:

1 группа — говорить в глаза, хоть глаз выколи.

2 группа — золотые руки, рукой подать.

3 группа — падать с ног, идти в ногу.

4 группа — держать ухо востро, развесить уши.

Задание 2

— Замените в словосочетании выделенное слово, чтобы другое слово оказалось в прямом значении.

Учитель раздаёт конверты с заданиями:

1 группа — ослиное упрямство.

2 группа — волчий аппетит.

3 группа — острое слово.

4 группа — золотая пора.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Письмо по памяти после работы над предупреждением ошибок.

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.


6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 50, упр. 63.

— Записать предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 37 на с. 19.


8. Подведение итогов урока

— Постарайтесь объяснить, что значат слова в прямом и в переносном значениях.

Для чего в речи используют слова в переносном значении?

Послушайте отрывок из стихотворения Роберта Рождественского. Определите многозначное слово. Объясните, в каких значениях употреблено это слово.

Говорится,

Словно поётся

С интонацией вихревой:

Бьётся армия.

Сердце бьётся,

Бьётся знамя над головой!






Для любых предложений по сайту: [email protected]