Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Диалог и монолог
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с диалогической и монологической речью, правилами оформления диалога на письме, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся познакомятся с диалогической и монологической речью, научатся правильно оформлять диалог на письме.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Дети по очереди рассказывают эпизод из сказки, в котором герои разговаривают, дают характеристику их речи.
2. Актуализация знаний
— Прочитайте слова, двигаясь по стрелочкам, и вы узнаете тему нашего урока.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 10.
— Прочитайте тему нашего урока. («Диалог».)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как отличить диалог от монолога?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 10.
— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».
Расскажите, что вы узнали о диалоге.
Что такое монолог?
Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.
— Прочитайте отрывок из сказки.
Вспомните название сказки. Назовите героев сказки.
Что вы прочитали: диалог или монолог? Обоснуйте свой ответ. Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».
Что называется репликой?
Работа в парах.
— Подготовьтесь читать по ролям диалог мухи-горюхи и блохи-попрыгухи.
Выскажите своё мнение, какую роль играет знак тире (-) в диалоговой речи.
Спишите диалог.
Упражнение на распознавание диалога и монолога в устной речи. Текст читает учитель.
Пример диалога из сказки Н. Сладкова «Сорока и Медведь»:
— Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.
— На какой вопрос, Стрекотуха?
— А почему тебя медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка — понятно: он зимой белый, а вот медведь — не понятно!
— Хе-хе! Бестолковая ты птица: медведь — значит «мёд ведающий». Знаю, стало быть, где мёд спрятан.
Пример монолога из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»:
...Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат...
Работа по учебнику. С. 12, упр. 8.
Выразительное чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Выполнение заданий.
Словарная работа.
— Выпишите из текста «вежливое» слово.
Когда употребляется слово прощай в нашей речи (При расставании на долгий срок или навсегда).
Выполнение в рабочей тетради упр. б на с. 5.
Выразительное чтение текстов. Определение диалога и монолога.
Работа с учебником. С. 11. Рубрика «Страничка для любознательных».
Чтение текста «О происхождении слов». Объяснение значения этих слов с опорой на их этимологию.
Работа по учебнику. С. 13, упр. 10.
Составление диалога и монолога по рисункам.
Работа по учебнику. С. 14, упр. 11.
Работа в парах.
Составление диалога на тему «Разговор по телефону» или монолога «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Письмо по памяти.
Запись на доске:
Жизнь дана на добрые дела.
— Прочитайте пословицу.
Постарайтесь объяснить смысл пословицы.
Какие орфограммы встречаются в написании слов?
Повторите пословицу.
Запишите пословицу по памяти.
Способ проверки: самопроверка, сверка с образцом.
6. Самостоятельная работа
Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.
— Обратите внимание, что в письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).
Спишите диалог.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 7 на с. 5. Составить устно диалог.
8. Подведение итогов урока
— Что такое диалог?
Что такое монолог?
Ответьте на вопрос 4 из рубрики «Проверь себя» на странице 14 учебника.