Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Проект «Рифма»
ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие ритма, познакомить с рифмой, научить различать стихотворный и прозаический тексты, учить сочинять стихи.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся узнают, что такое рифма, научатся различать стихотворный и прозаический тексты, будут упражняться в сочинительстве стихов.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания из учебника на с. 7, упр. 10.
2. Актуализация знаний
Чтение по ролям стихотворения заранее подготовленными учащимися.
— Как хорошо быть поэтом!
— Давай попробуем сочинить стихотворение.
— Сочинять стихи очень просто.
— О чём же нам писать?
— Что увидим, о том и сочиним!
— Пёс помчался через двор,
— Кот забрался на забор,
— Птички весело поют,
— Тучки белые плывут.
— Вышел дед из магазина.
— У него в руках корзина.
— А в корзине той варенье.
— Вот и всё стихотворенье!
— Как вы считаете, получилось ли у ребят стихотворение?
— Что они не обдумали? (Тему. О чём писать.)
3. Целеполагание
Работа с учебником. С. 8.
— Прочитайте тему проекта.
Сегодня на уроке узнаете, что такое рифма, научитесь различать стихотворный и прозаический тексты, попробуете самостоятельно сочинить стихотворение.
4. Работа по теме урока
Работа по карточкам
— Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
Текст 1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
Текст 2.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
— Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины.) Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно.)
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь. (Проза (рассказ) и стихи.)
Обратите внимание, одинаково ли записаны эти тексты. Почему? Назовите отличие стихотворного текста. (Рифма.)
Работа с учебником. С. 8.
— Что такое рифма? Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк (от греч. рифмос — стройность).
Игра «Найди рифму»
парта — ...(карта)
ученик — ...(озорник)
пенал — ... (журнал)
указка — ... (сказка)
ручка — ... (штучка)
лисичка — ... (сестричка)
Работа с учебником. С. 8, задания 1, 2. Выразительное чтение. Определение рифмующихся строк.
Работа в парах
Работа с учебником. С. 9, задания 4, 5. Выполнение заданий упражнения.
5. Самостоятельная работа
Работа с учебником. С. 9, задание 3. Подбор рифмующихся строк.
6. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику на с. 9, вопрос 6. Составить словарик собственных рифм. Подготовить презентацию своего словарика и поэтических строк.
7. Подведение итогов урока
— Над каким проектом вы трудились?
Какую задачу ставили перед собой в начале урока?
Какие задания вам помогли продвигаться к поставленным целям?