Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представление о шипящих звуках и их обозначении буквами, о написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся вспомнят правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Презентация учащимися словариков собственных рифм и поэтических строк.


2. Актуализация знаний

— Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю. Обоснуйте свой выбор.

Ж Ч Ш Щ

Что вы можете сказать об оставшихся буквах?


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 10.

— Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу.)


4. Работа по теме урока

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 11). Воспроизведение знаний по прочитанной теме, произнесение шипящих звуков в буквосочетаниях и обоснование, почему их называют шипящими.

Работа в парах. Кто больше подберёт слов, в которых встречаются буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Работа с учебником. С. 10, упр. 11 — письменное выполнение задания.

Словарная работа. Работа со словарным словом товарищ (значение, написание). Звукобуквенный разбор этого слова.

Работа с учебником. С. 10, упр. 12 — устное выполнение задания. С. 10, упр. 13 — письменное выполнение задания.

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 8, упр. 12. Составление и запись слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных букв надо запомнить?


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1

Вставь пропущенные орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.

В ж..вом уголке ж..ли еж., и уж....

У Маш.. и Миш.. в чулане ж..ли мыш...

У Ильич.. удач.., есть маш..на и дач...

У грач.. грач..та пищ..т.

У врач.. свеч., горяч...


Карточка 2

Замени выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ароматный чай — д____________________чай

толстый кот — ж____________________ кот

мохнатые ели — п____________________ ели

огромные лужи — б____________________ лужи

прекрасный малыш — заме___ый малыш


Карточка 3

Замени слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

свои — ч____________________

провожает — в____________________

редко — ч____________________

постная (пища) — ж____________________

говорить — м____________________

чистый — ч_м____________________

болтун — м____________________

радость — пе____________________



6. Самостоятельная работа

Выполнение задания в рабочей тетради на с. 7, упр. 10. Составление и запись слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 11 на с. 7.


8. Подведение итогов урока

— Написание каких орфограмм повторяли?

Приведите свои примеры слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Стихи читают заранее подготовленные дети.

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.


Ча и ща, ча и ща,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча —

С буквой а и ча, и ща.


Сочетания чу и щу

Пишем только с буквой у.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу, лечу, хочу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]