Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным
ЦЕЛИ УРОКА: учить различать проверяемое и проверочное слова для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне, учить находить способы подбора проверочного слова при обозначении парных согласных буквами.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут учиться различать проверяемое и проверочное слова для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради на с. 12, упр. 24.
2. Актуализация знаний
— Перечислите согласные глухие звуки.
Какие звуки называются звонкими, какие — глухими?
Перечислите парные звуки по глухости-звонкости.
Назовите звуки звонкие и глухие, не имеющие пары.
3. Целеполагание
— Тема нашего урока: «Звонкие и глухие согласные звуки». Вспомните, какую учебно-познавательную задачу вы ставили на прошлом уроке. (Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)
4. Работа по теме урока
Запись на доске:
У косули маленькие рo...ки
И большие грустные глаза,
Верба клонит к ней свои серё...ки,
Серебрит копытца ей роса.
(Т. Белозёров)
— Задание. Какие буквы пропущены? Докажите.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 21). Ответы на вопросы: какое слово называют проверочным? Какое слово называют проверяемым?
Работа по учебнику. С. 21, упр. 33. Наблюдение над единообразным написанием корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах, над произношением парного по глухости-звонкости согласного звука в корне. Письменное выполнение заданий упражнения.
Работа по учебнику на с. 22, упр. 34. Уточнение особенностей проверочного и проверяемого слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне (проверяемым словом может быть однокоренное слово или то же слово, но в другой форме).
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 22).
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Слуховой диктант.
Учитель называет пары слов. Ученик должен определить, в каком слове написание согласной буквы в корне надо проверять и будет ли проверочным для него другое слово. Записать в первый столбик проверяемое слово, во второй столбик — проверочное.
Дуб — дубы, дрозды — дрозд, лев — львы, стриж — стрижи, грузы — груз, столбы — столб, сказка — сказочка, рыбка — рыба.
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 26 на с. 13. (Возможно выполнение задания по вариантам.)
Способ проверки: обратная связь при помощи сигнальных карточек.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 27 на с. 14.
8. Подведение итогов урока
— Как подобрать проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным в корне?
Как подобрать проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости на конце слова или перед согласным?