Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи
ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление о частях речи, учить распознавать части речи по вопросам и общему значению.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат общее представление о частях речи, способах распознавать части речи.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения заданий рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 38).
2. Актуализация знаний
— Используя правила алфавита, расшифруйте запись, и вы узнаете тему нашего урока.
Ключевые слова: части речи.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 39, 40.
— Мы начинаем изучение нового раздела «Части речи». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое части речи?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 40, упр. 68. Определение по вопросам, к какой части речи может быть отнесено каждое слово. Составление предложения по рисунку и его запись.
Рассматривание таблицы (учебник, с. 41). Воспроизведение знаний о том, что есть слова, называющие предметы (признаки и действия предметов), каждое такое слово соотносится с определённым вопросом и является в русском языке определённой частью речи.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 40).
Работа по учебнику. С. 42, упр. 70.
Чтение групп слов из сказки А. С. Пушкина. Определение, в какой сказке автор употребил эти слова. Возможно чтение подготовленным заранее учеником начала сказки. Ответ на вопрос: можно ли сказать, что все эти слова
— части речи и почему? Обсуждение: почему слова распределены на группы? Ответ на вопрос: что общего в словах каждой группы? Выполнение заданий к упражнению. Определение, к каким частям речи относится каждая группа слов. Запись под диктовку предложения: Старик поймал золотую рыбку. Определение значения слова золотая (не простая, а волшебная).
Выполнение в рабочей тетради упр. 48 на с. 23 (с комментированием).
Творческий диктант
Составить с данными словами и записать три предложения о своём городе (селе, посёлке, деревне).
Живём, стоят, рядом, растёт.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Словарный объяснительный диктант.
Берёза, капуста, класс, ученик, тарелка, метель, товарищ, яблоня, здравствуйте.
— Вспомните, употребляли ли вы в своей речи эти слова и с какой целью.
Объясните лексическое значение этих слов, правописание данных слов.
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 47 на с. 23.
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради упр. 49 на с. 23.
8. Подведение итогов урока
— Что такое части речи?
О каких частях речи вы узнали?
О чём сообщила нам таблица «Части речи»?