Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с существенными признаками глагола как части речи; формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, соотносить реально существующее действие и глагол, обозначающий это действие; развивать речь в ходе составления текста; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Словарный диктант: постановка в словах ударения, подчёркивание букв, написание которых надо запомнить. Слова для диктанта: город, Россия, улица, картина, отец, рисунок, родина, Москва, берёза, осина, топор, молоток, класс. Ответы на вопрос учителя: “Какой частью речи являются записанные слова и почему?”
2. Чтение темы “Глагол” и главного вопроса темы: “Что такое глагол?” (учебник, с. 68). Определение задач урока по схеме на доске: выяснить, что такое ... (глагол), учиться находить ... (глаголы).
3. Рассматривание рисунков (учебник, упр. 116), осмысление содержания рисунков, определение их темы. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: “Какие домашние обязанности приходилось вам выполнять дома? Расскажите о них”.
Называние по рисунку слов, обозначающих действия мальчика. Постановка вопросов к названным словам и осмысление их обобщённого значения (обозначают действие предмета). Определение того, какая часть речи может отвечать на такие вопросы и обозначать действие предмета. (Проверка ответа по схеме на с. 41 учебника.)
Составление и запись предложений по рисункам, определение в них слов, обозначающих действие и отвечающих на вопрос что делает?, указание над этими словами части речи. Определение того, каким членом предложения являются слова, обозначающие действия предметов.
4. Обобщение: чтение сведений о глаголах (учебник, с. 68). Анализ определения: “Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?” Доказательство принадлежности слов, приведённых в качестве примеров в определении, к глаголам и составление устно с одним из них предложения. Подбор своих примеров.
5. Соотнесение реально существующих в природе действий и слов, называющих эти действия (учебник, упр. 118, с. 69). Выполнение устных заданий. Выразительное чтение стихотворных строк К. Чуковского. Запись одного из предложений.
6. Упражнение в доказательстве принадлежности слов к глаголам, постановке вопросов к ним и в распознавании глаголов, отвечающих на заданный вопрос. Выполнение заданий (учебник, упр. 119, с. 69; “Рабочая тетрадь”, упр. 74, с. 34). Составление нераспространённых предложений с любым глаголом, запись некоторых из них. Обобщение: “Чему вы учились, выполняя данные упражнения?”
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какие слова русского языка можно отнести к глаголам? Чему вы учились на уроке?”
Домашнее задание
Выполнение заданий учебника (упр. 117 (устно), с. 68) и “Рабочей тетради” (упр. 73, с. 34).