Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать представление о понятиях единственное и множественное число имён прилагательных; формировать умение определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам, распознавать имена прилагательные — синонимы; совершенствовать умение работать с текстом (определять тему и главную мысль, списывать текст без ошибок, проверять написанное); развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение составленного предложения и загадки (учебник, упр. 157, с. 91; “Рабочая тетрадь”, упр. 96, с. 44). Определение главных членов и частей речи в предложении (учебник, упр. 157, с. 91), заслушивание составленных детьми загадок о ландыше (“Рабочая тетрадь”, упр. 96, с. 44).
2. Воспроизведение знаний об именах прилагательных. Словарный комментированный диктант (образовать от имён существительных однокоренные имена прилагательные): малина (малиновый), земляника (земляничный), заяц (заячий), воробей (воробьиный), берёза (берёзовый), молоко (молочный), класс (классный), город (городской). Ответы на вопрос: “С какими именами существительными могут быть употреблены данные имена прилагательные?”
3. Чтение темы урока “Единственное и множественное число имён прилагательных” с доски или в учебнике (с. 92). Обсуждение целей урока.
4. Формирование представлений о единственном и множественном числе имён прилагательных. Выполнение устных и письменных заданий учебника (упр. 158, с. 92).
5. Чтение и анализ определения о единственном и множественном числе имён прилагательных (учебник, с. 92). Осмысление содержания и подбор собственных примеров.
6. Работа над значением и написанием слова облако (запись слова дана на с. 94 учебника, рисунок есть в упр. 158, с. 92). Выяснение значение слова: 1) скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере (дождевое облако); 2) сплошная масса мелких летучих частиц чего-л. (облако пыли). Подбор однокоренных слов: облачко, облачный, безоблачный, выделение в словах корня и непроверяемой орфограммы в корне. Подбор к слову имён прилагательных: красивые, белые, серебристые, лёгкие, кучевые, дождевые, весенние и др.
7. Ответ на вопрос: “Как определить число имён прилагательных?” Выполнение устных заданий (учебник, упр. 159, с. 93): выразительное чтение текста, подбор к нему заголовка, наблюдение за тем, что имена прилагательные и имена существительные, с которыми прилагательные связаны по смыслу, стоят в одном и том же числе. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 93). Проверочное списывание (учебник, упр. 159, с. 93, письменное задание).
8. Упражнение в умении распознавать имена прилагательные — синонимы (“Рабочая тетрадь”, упр. 99, с. 46). Выполнение задания устно.
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Как определить имена прилагательные в единственном и во множественном числе? Можно ли сказать, что имена прилагательные изменяются по числам?”
Домашнее задание
Выполнить письменное задание в “Рабочей тетради” (упр. 99, с. 46).