Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Прямое и переносное значение слов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о прямом и переносном значении слов; формировать умения опознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; создавать условия для представления в воображении ярких словесных образов, созданных авторами в пейзажных зарисовках; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Комментированный словарный диктант: дорога, звезда, шишка, лисички, язык, Родина. Ответы на вопрос: “Чем интересны слова, которые мы записали?” (Записанные слова — многозначные.) Уточнение значений некоторых записанных слов.
3. Чтение познавательной задачи урока: “Что такое прямое и переносное значение слов?”, нахождение незнакомых слов в формулировке задачи, определение цели урока по опорным словам схемы:
4. Наблюдение за прямым и переносным значением слова (учебник, упр. 62, с. 49), чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 50).
Работа со схемой (учебник, упр. 63, с. 50). Выполнение заданий упражнения. Уточнение значения выделенных в словосочетаниях слов. Запись составленного предложения.
Для учителя: переносные значения многозначных слов могут быть основаны не только на сходстве, но и на близости или смежности между собой предметов, явлений. Однако для учащихся младших классов будет доступным ознакомление со словами, переносное значение которых основано на сходстве.
5. Упражнение в распознавании многозначных слов, употреблённых в прямом и переносном значении (учебник, упр. 64, с. 51). Выполнение заданий. Обобщение: “Чему вы учились, работая с этим упражнением?”
6. Наблюдение за использованием слов в переносном значении в предложениях из художественных произведений (учебник, упр. 65, с. 51), объяснение значения этих слов и определение их роли для создания образного представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 51). Выполнение заданий.
7. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового узнали о многозначных словах? Удалось ли нам достичь поставленных целей?”
Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение задания учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 4, с. 75).
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 36, 37, с. 19).