Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Синонимы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с особенностями слов-синонимов; формировать умения распознавать синонимы среди других слов, подбирать синонимы с помощью “Словаря синонимов”, составлять предложения с синонимами, работать со “Словарём синонимов”; создать условия для осознания учащимися значимости употребления синонимов в одном предложении (тексте); развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение составленных и записанных предложений и уточнение значений многозначных слов (“Рабочая тетрадь”, упр. 36, 37, с. 19).
2. Выделение (на слух) в предложениях многозначных слов. Определение, в прямом или в переносном значении они употреблены. 1) Петушок, петушок, золотой гребешок. 2) Как у нашего кота шубка очень хороша. 3) Дождь плясал по дорожкам сада. 4) От мороза щёки горят. Запись последнего предложения с побуквенным орфографическим проговариванием и ответ на вопрос: “К каким словам можно подобрать слова, близкие по значению?” (Мороз — холод, горят — пылают.)
3. Чтение темы урока “Синонимы и антонимы” и обсуждение познавательной задачи урока: “Что такое синонимы?” Определение целей урока.
4. Наблюдение за значением синонимов: слова, которые произносятся и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы (доктор — врач, родник — ключ, бегемот — гиппопотам) или очень близки (красный — алый, храбрый — смелый, метель — пурга). Выполнение заданий (учебник, упр. 66, с. 52).
5. Работа с определением в учебнике (сведения о языке, с. 52) и группами синонимов (учебник, упр. 67, с. 53). Учитель обращает внимание на написание слова синонимы.
6. Знакомство со “Словарём синонимов” в учебнике (с. 141). Обсуждение вопроса: “Если вы затрудняетесь в подборе синонимов, что вам поможет?” Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 52). Упражнение в подборе синонимов к словам и определение их значений (учебник, упр. 70, с. 54).
7. Упражнение в осознавании оттенков значения каждой пары данных синонимов (учебник, упр. 68, с. 53). Обобщение: синонимы используются для более точного выражения мысли (бежит мальчик, мчится поезд).
8. Наблюдение за использованием синонимов с целью избежания повторяемости слов (учебник, упр. 69, с. 53): выразительное чтение предложения, доказательство, что выделенные слова являются синонимами; определение роли синонимов в предложении (можно провести опыт: прочитать предложение с использованием одного синонима. Зябнет осинка, дрожит на ветру, зябнет на солнышке, зябнет в жару). Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мёрзнет). Списывание (или письмо по памяти) предложения.
9. Работа над значением и написанием слова осина: определение значения (лиственное дерево с зелёно-белой гладкой корой), орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов осина, осинка, осиновый, ориентировка на запоминание написания буквы о (буквы безударного гласного звука [а] в первом слоге). Запись данных слов.
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое синонимы? Какова роль синонимов в речи? (Помогают уточнить значение слова, синонимы используют во избежание повторов одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях.) Чему вы учились сегодня на уроке?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 38, 39, с. 20).