Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Звонкие и глухие согласные звуки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о глухих и звонких согласных звуках; формировать умения различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно их произносить, подбирать слова, начинающиеся с парного по глухости-звонкости согласного звука, характеризовать согласный звук; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение составленных рассказов (учебник, рубрика “Проверь себя”, задание 3, с. 15).
2. Чтение темы “Звонкие и глухие согласные звуки” и познавательной задачи урока “Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?” в учебнике (с. 16) или с доски. Определение задач урока по опорным словам: учиться — произносить, различать, обозначать буквами... (звонкие и глухие согласные звуки).
3. Воспроизведение знаний о звонких и глухих парных и непарных согласных звуках. Работа с таблицей “Согласные звуки” (учебник, упр. 24, с. 16). Упражнение в произношении и наблюдении за произношением парных согласных по глухости-звонкости и мягкости-твёрдости; сопоставление по степени звучности звонких согласных [л], [м], [н], [р] с другими звонкими согласными — [з], [ж], [в], [д], [г], [б] (они более звучные, они состоят из голоса и шума, в них превалирует голос). Проведение опыта (учебник, с. 16): наблюдение над звучанием глухих и звонких согласных звуков. Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 17, с. 10).
4. Упражнение в распознавании глухих и звонких согласных звуков в словах (учебник, упр. 25, с. 17, выполняется устно).
5. Обсуждение вопроса: “Почему некоторые согласные звуки называют парными?” Чтение рубрики “Вспомните!” (учебник, с. 17) и проведение наблюдений над звучанием парных по глухости-звонкости согласных звуков (учебник, упр. 26, с. 17): произношение парами согласных звуков, проведение опыта: “Произнесите звонкий согласный [ж] громко, ещё громче, а теперь тише и ещё тише. Какие изменения вы заметили в произнесении звонкого согласного звука?” Наблюдение за смыслоразличительной ролью согласных звуков (учебник, упр. 27, с. 17).
6. Выразительное чтение текста (учебник, упр. 28, с. 18), выполнение заданий. Характеристика непарных по глухости-звонкости согласных звуков любого из слов. Обобщающий вопрос: “По какому признаку одни согласные получили название “глухие”, а другие — “звонкие”?” Выполнение звуко-буквенного разбора слова мороз с опорой на Памятку 1 “Как провести звуко-буквенный разбор слова” (учебник, с. 130).
7. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: “Как определить в слове глухие и звонкие звуки?”
Проверка и оценка результатов учебной деятельности (“Рабочая тетрадь”, упр. 19, с. 11).
Домашнее задание
Выполнить письменные задания учебника (упр. 25, с. 17) и “Рабочей тетради” (упр. 18, с. 10).