Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения правильно произносить и различать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными, соотносить произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой; находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Воспроизведение знаний о парных по глухости- звонкости согласных звуках. Определение познавательной задачи урока: “Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным” (учебник, с. 18), определение целей урока.
Ответы на вопросы учителя: “Чему будем учиться?” (Будем учиться различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно обозначать их буквами).
3. Проведение наблюдений над тем, что одинаковый согласный звук может быть обозначен разными буквами в словах: суп[п] и зуб[п]. Подведение детей к выводу о том, что по слуху не всегда можно правильно обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук, когда он оказывается на конце слова.
Выполнение заданий (учебник, упр. 29, с. 18).
4. Наблюдения (учебник, упр. 30, с. 19): “Как произносится парный звонкий согласный в корне, когда находится перед гласным, перед сонорным [н] (произносится как звонкий согласный), перед глухим и в конце слова (произносится как глухой согласный)? Когда написание парного согласного надо проверять, а когда надо доверять произношению? Одинаково ли пишутся все буквы в корне однокоренных слов? Каким должно быть проверочное слово при написании буквы, обозначающей парный согласный на конце слова или перед согласным?” Обозначение буквой парного согласного звука.
5. Чтение сведений о языке (учебник, с. 19) и обобщение: “Когда написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, надо проверять?”
6. Устный диктант: медведь, снежки, слон, ёж, шубка, глаз, сугроб, заяц, утюг.
Ответы на вопросы учителя: “В каких словах написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне, надо проверять и почему?”
7. Упражнения в подборе слов с парным согласным звуком на конце слова (“Рабочая тетрадь”, упр. 20, с. 11).
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Когда написание парного согласного надо проверять? Почему? В какой позиции произношение парного звонкого согласного совпадает с его написанием?” (Перед гласным, перед сонорным [н].) Учитель по своему усмотрению может ввести термин слабая и сильная позиция парного согласного по глухости-звонкости.
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 21, с. 12).