Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным - Урок 4 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне; формировать умения видеть слова, требующие проверки, подбирать проверочные слова, обосновывать написание буквы парного согласного звука; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Заслушивание рассказов о самом интересном дне зимних каникул. Обсуждение: “Как можно озаглавить каждый из рассказов?” (Дети подбирают к своим рассказам заголовки.)
2. Воспроизведение знаний о правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным: “Какие буквы согласных звуков в корне слов надо проверять? Почему?” Определение основной задачи урока (продолжить учиться правильно писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным).
3. Запись предложения с пропуском согласных букв, которые надо проверять: Язык мой — друг мой. Обсуждение: “Как вы понимаете смысл высказывания?” Объяснение способов проверки, вставка пропущенных букв.
4. Чтение слов (учебник, упр. 41, с. 25), согласование их по смыслу, объяснение их написания. Выборочная запись любых словосочетаний. Подбор антонимов к словам древний и сильный. Работа над значением и правописанием словарного слова завод. Сопоставление значений слова завод (тракторный завод, завод часов). Сравнение звучания и написания слова завод, выделение проверяемой и непроверяемой орфограмм. Запись слова, составление предложения с ним.
5. Упражнение в обозначении звуков в словах буквами и объяснении правильности написанного (“Рабочая тетрадь”, упр. 26, с. 13).
6. Упражнение в подборе проверяемого слова к проверочному. Чтение и сопоставление слов в образце (учебник, упр. 43, с. 26). Ответы на вопросы: “Это однокоренные слова или формы одного слова? На какой вопрос отвечает каждое из слов? Какое из них является проверочным, а какое — проверяемым и почему?” Выполнение письменного задания учебника (упр. 43, с. 26). Обобщение: “Чему вы учились, выполняя это упражнение?”
7. Чтение потешки (учебник, упр. 42, с. 26). Ответы на вопросы: “Почему прочитанные вами строки называются потешкой?” Выполнение устных заданий: объяснение выбора нужной буквы из скобок для правильного написания слова.
8. Выполнение устных и письменных заданий в “Рабочей тетради” (упр. 27, с. 14).
9. Игра “Скалолазы”. Учащиеся по вариантам (или в парах, работая на карточках) соревнуются, кто быстрее доберётся до вершины горы, вставив пропущенные буквы:
10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Чему вы учились? Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный звук на конце или в середине слова перед согласным?”
Домашнее задание
Выполнить письменное задание учебника (упр. 42, с. 26).