Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место орфограммы “Разделительный мягкий знак в слове”; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с мягким знаком; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, дети показывают букву, которую надо запомнить.)

Г..род, д..ревня, з..вод, М..сква, Р..ссия, ру..кий, ул..ца, ..зык.

— В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

И. Михайлова

— Прочитайте отрывок из стихотворения выразительно. Какую осеннюю картину вы представили?

— Как называют такую осень? (Золотая осень.)

— Прочитайте слова с мягким знаком.

— Какую роль он играет в этих словах?

— Назовите слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.

— В каких словах пишется разделительный мягкий знак?

— Почему в слове длинный пишется двойная Н? (Одна буква Н относится к корню, другая — к суффиксу.)

— Прочитайте стихотворение по слогам орфографически еще раз и напишите по памяти.

III. Самоопределение к деятельности

— О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает,

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

— О какой “работе” мягкого знака идет речь в этом стихотворении? (Мягкий знак — показатель мягкости.)

— Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жилье —

Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

— Какую “работу” выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,

Отдохнем, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

V. Работа по теме урока

1. Предупредительный диктант

Упр. 67 (с. 38).

2. Упражнение в переносе слов с мягким знаком

Карточка 1

Раздели вертикальной чертой слова для переноса

С разделительным Ь

С Ь, обозначающим мягкость

вью/га

соловьи

Оль/га

льдина

гостья

птичьи

больница

пальто

друзья

перья

крыльцо

сильный

здоровье

шалунья

жильцы

большой

хлопья

обезьяна

тетрадь

письмо

3. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком

Карточка 2

Укажи вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.

ноч/ю

ули

шет

лет

птичя

кручю

вороби

вю

лют

медвежя

деревя

семя

вет

пет

олени

листя

друзя

вют

пют

волчи

солови

шю

лю

перя

заячи

(Фронтальная проверка.)

VI. Рефлексия

— Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак. Разделите их для переноса.

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

(Взаимопроверка. Взаимооценка. Ученик, работавший у доски, открывает запись, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

VII. Подведение итогов урока

— Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?

— Каковы результаты нашей работы?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 65 (с. 37).






Для любых предложений по сайту: [email protected]