Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Проверка знаний - Урок 3 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; соотносить произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра “Гласные сбежали”
— Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите слова, подчеркните орфограммы.
лфвт, джрнй, крндш, клее, пнл, ренк, ттрд, чтл, чнк.
(Алфавит, дежурный, карандаш, класс, пенал, рисунок, тетрадь, учитель, ученик.)
2. Орфографическая минутка
— Замените словосочетания одним словом.
• То, без чего птица не улетит. (Крылья.)
• Верхняя женская одежда. (Платье.)
• Чистый отвар из мяса. (Бульон.)
• Приспособление для сидения нескольких человек. (Скамья.)
• Самые близкие люди. (Семья.)
• Домики для пчел. (Ульи.)
• Зверь, наиболее близкий человеку по строению тела. (Обезьяна.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске нарисована схема.)
— Составьте рассказ о мягком знаке по схеме. (Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, И, Я, в этом случае буквы обозначают два звука.)
— Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по этой теме.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Выполняется по заданиям “Проверь себя” (с. 38).)
2. Работа по карточке
— Запишите слова буквами.
[с’им’й’а], [ал’эн’й’и], [л’й’от], [жыл’й’о], [в’й’уга], [аб’из’й’ана].
3. Письмо по диктовку
Пришла весна. Журчат ручьи. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев. Птичьи голоса слышны повсюду.
V. Рефлексия
— Послушайте сказку. Назовите главного героя.
В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква.
— Здесь живет такая-то буква?
— Да.
— Не могли бы вы поработать?
— А как?
— Постоять в начале слова.
— В начале слова я не работаю.
— Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.
— Простите, в таких местах я не бываю.
— Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постоите?
— Какие это буквы, будьте добры?
— Первая Ч, а вторая Н.
— Нет, и туда я не пойду.
— А где же вы можете поработать?
— Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука*.
— Какая это буква? (Мягкий знак.)
VI. Подведение итогов урока
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Чему научились?
* Составлено по тексту пособия: Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.