Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое части речи - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова — названия предметов, слова — названия признаков, слова — названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
Оборудование: книги Т. Рик: “Здравствуйте, Имя Существительное”, “Доброе утро, Имя Прилагательное” (М.: Самовар, 1996), “Здравствуй, дядюшка Глагол” (М.: ВАКО, 2012), иллюстрации к книгам или слайды с иллюстрациями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.)
— Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык.)
— Как вы понимаете смысл пословиц? (Ответы детей.)
Язык до Киева доведет.
Язык царствами ворочает.
— Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык.)
— Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.
— Сколько значений у этого слова? Назовите их.
2. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
А. С. Пушкин
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
лес темный зеленеет
снежинка легкая падает
солнышко яркое светит
— По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — на вопрос что делает?.)
— Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?
— Какую роль они играют в русском языке?
— Кто определит тему урока?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)
— Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)
— Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.)
— Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.)
— Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)
— Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов.)
— Прочитайте задачи раздела.
Упр. 68 (с. 40).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
— Прочитайте правило тетушки Совы.
— Какие названия имеют части речи?
Блок-схема (с. 41).
Мы отправляемся в путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик — Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница Светлана Даниловна*.
— Рассмотрите схему на с. 41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? (Слова-названия.)
(Учитель читает отрывок об Имени Существительном и показывает рисунок волшебника.)
— Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка.)
(Учитель вывешивает иллюстрацию к этому отрывку.)
— Во что он превращался с помощью ее? (Он превращался в любые предметы.)
— Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?
(Учитель читает отрывок из второй книги.)
— Каких слов много в речи Имени Прилагательного? (Много слов, отвечающих на вопросы какая? какое? какой? какие?.)
— Какой волшебный предмет есть у этой части речи? (Волшебная кисть.)
— Что происходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появлялись какие-то признаки.)
— Пройдем по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают?
— А теперь сходим в гости к Глаголу.
(Учитель читает отрывок из следующей книги. Затем вывешивает иллюстрацию из книги.)
— Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, он все время что-то делает.)
— Пройдем по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?
— С какими жителями страны Части речи вы познакомились?
V. Физкультминутка
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели — все в полном порядке.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 69 (с. 41).
(Коллективное выполнение.)
Упр. 70 (с. 42).
(Выполняется в парах или группах.)
VII. Рефлексия
(Запись под диктовку.)
Льет сильный дождь.
— Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читает предложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.)
VIII. Подведение итогов урока
— В какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
— Что не получилось при проверке знаний?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 71 (с. 42).
* См. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное. Доброе утро, Имя Прилагательное. М.: Самовар, 1996; Здравствуй, дядюшка Глагол. М.: ВАКО, 2012.