Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Заглавная буква в географических названиях - ЧАСТИ РЕЧИ
Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать собственные имена существительные; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливать текст.
Оборудование: карта Евразии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
улица Пушкина
страна Россия
город Москва
— Спишите слова.
— Прочитайте имена собственные.
— Назовите словарные слова. (Москва, Россия.)
— Подчеркните в них орфограммы.
— Назовите нарицательные имена существительные.
— В каком слове можно проверить безударную гласную?
— Подчеркните непроверяемую гласную в остальных словах. Запомните эти слова.
2. Орфографическая минутка
(Письмо под диктовку. Взаимопроверка.)
Бабушка Ольга Ивановна летом повезет внучку Аню на озеро Байкал.
III. Самоопределение к деятельности
— Что мы знаем о написании имен собственных?
— Какие имена существительные относятся к собственным?
— Как называются остальные имена существительные?
— Назовите по одному примеру для каждой строчки, объясните правописание.
сын Сергей
моя фамилия Кузнецов
директор Иван Сергеевич
богатырь Алеша Попович
сказка “Дикие лебеди”
композитор П.И. Чайковский
кошка Мурка
— К какой группе имен собственных относится каждый пример? (Учитель записывает на доске слова.)
Москва, Франция, Волга, Эльбрус, Африка.
— Что общего у этих имен собственных?
— Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать и грамотно писать эти имена существительные.
IV. Работа по теме урока
Упр. 102 (с. 60).
(Выполнение с комментированием.)
V. Физкультминутка
А часы идут, идут —
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево и вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
(Глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят.
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Остановиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Карточка
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На западе проходит по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана.
Россия — это речной и озерный край. Величайшие ее реки — Волга, Дон, Енисей, Лена, Обь.
Озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире.
— Прочитайте предложения о границах России и покажите их на карте.
— Наша страна — самая большая страна в мире. Какое чувство вы испытали, прочитав текст и рассмотрев карту?
— Выпишите из текста через запятую географические названия.
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку. У доски работают четыре ученика. Проверка — обмен тетрадями. Взаимооценка.)
Саша Иванов живет на улице Мира в городе Москва. Летом он с тетей Полей поедет в Волгоград. Он стоит на берегу Волги. Волга — величайшая река России.
(Также можно использовать КИМы (с. 54).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие имена собственные учились записывать сегодня на уроке?
— Что к ним относится?
— Какое задание самое интересное?
— Где допустили ошибки при проверке знаний? Что надо сделать, чтобы не повторить их при контроле знаний?
Домашнее задание
Выполнить упр. 103 (с. 60).