Единственное и множественное число имен прилагательных - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Единственное и множественное число имен прилагательных - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: рисунки с изображением одного и нескольких предметов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадку.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Облако.)

— Какая ударная гласная? Какая безударная?

— Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса.

— Образуйте и запишите однокоренные слова. (Облачко, облачный.)

— Отгадайте загадку.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро.)

Это особое слово. От него нельзя образовать однокоренные слова.

— Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса.

2. Орфографическая минутка

— Запишите словосочетания. Обозначьте безударную гласную, которую можно проверить.

Острые ножи, звонкие чижи, лесные шалаши, усатые моржи, подземные гаражи, высокие этажи, цветные карандаши.

(Проверка проводится при помощи сигнальных карточек.)

— Составьте по аналогии и запишите еще два словосочетания на это правило. Прочитайте, какие словосочетания записали. Что общего в этих словах? (Это прилагательные и существительные. Обозначают много предметов.)

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите рисунки, составьте словосочетания.

(Учитель показывает рисунки, записывает на доске словосочетания.)

жилой дом      жилые дома

зеленое яблоко     зеленые яблоки

красная машина     красные машины

— В чем заключается различие в этих словосочетаниях?

— На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

— На какие вопросы отвечают слова второго столбика?

— В каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?

— Назовите тему урока.

— Откройте учебники на с. 92, прочитайте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Упр. 158 (с. 92).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

— Прочитайте слова тетушки Совы.

— Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?

— На какой вопрос отвечают?

— Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?

— На какой вопрос отвечают?

— Приведите примеры прилагательных единственного и множественного числа.

Упр. 159 (с. 93).

(Выполняется самостоятельно по вариантам после предварительного разбора по шагам. Вариант I записывает предложения, в которых есть имена прилагательные единственного числа, вариант II записывает предложения, в которых есть имена прилагательные множественного числа.)

— Какие предложения не записали? Почему? (В предложениях есть прилагательные и единственного, и множественного числа.)

V. Физкультминутка

У оленя дом большой,

(Скрестить руки над головой.)

Он глядит в свое окошко.

(Показать руками окно.)

Заяц по лесу бежит,

(Бег на месте.)

В дом к нему стучит.

(Два хлопка.)

— Тук, тук, дверь открой!

(Потянуть на себя ручку воображаемой двери.)

Там в лесу охотник злой.

(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)

— Зайка, зайка, забегай,

(Приглашающий жест.)

Лапу мне скорей давай.

(Руки в замок.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 160 (с. 93).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

VII. Рефлексия

Упр. 161 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

— Если в словосочетании имя существительное стоит в единственном числе, то в каком числе стоит имя прилагательное?

— Какую роль играют имена прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 162 (с. 94).






Для любых предложений по сайту: [email protected]