Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое местоимение - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске запись.)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьев сходят.
Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.
— Выпишите словарные слова из пословиц. (Мороз, лягушка, урожай.)
— Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья икра, урожайное лето.)
— Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.)
2. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Обезьянка ..., попугай ..., утка ..., собака ....
— Вспомните, как звали персонажей сказки К.И. Чуковского “Доктор Айболит”. (Чичи, Корудо, Кика, Лева.)
— Запишите словосочетания. Допишите еще два на это правило.
Кошка Маришка,
Котенок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыпленок Пушок,
Корова Буренка,
Коза Найденка,
Поросенок Хрюша
И бычок Гаврюша
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Сова — хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.
— Прочитайте текст.
— Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова.)
— Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом.)
— Прочитайте новые предложения. (Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.)
— Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее? (Вместо существительного сова.)
— Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
Упр. 171 (с. 100).
(Выполнение с комментированием.)
— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 101.
— Что такое местоимение?
— Назовите местоимения.
— Какую роль они выполняют в предложении?
(Учитель читает текст.)
Достойная замена
— Будьте любезны, — обратилось как-то Существительное к Местоимению, — займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило...
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Упр. 172 (с. 101).
(Устное выполнение.)
V. Физкультминутка
Мы покажем букву А.
(Улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком,
(Ноги на ширине плеч.)
Руки кверху шалашом:
(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)
Перед нами буква А.
Раз — присели, встали — два!
(Два приседания.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 173 (с. 101).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Упр. 174 (с. 102).
(Выполняется самостоятельно по образцу. Проверка — учащиеся читают существительные и местоимения по цепочке.)
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так вырезать? Какую задачу ... решаете? Куда ... идешь? Почему... улетают?
— Спишите текст, вставляя местоимения.
(Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой частью речи познакомились?
— Какие части речи заменяет местоимение?
— Назовите местоимения.
— Что особенно понравилось на уроке?
Домашнее задание
Выполнить упр. 172 (с. 101).