Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое текст-рассуждение - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид текста (описание, повествование или рассуждение); составлять текст-рассуждение; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Закончите стихотворение.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня...
(Поступает в первый класс).
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу...
(Потому что он хороший).
А. Барто
— В стихотворении есть новое словарное слово потому что. В чем особенность этого слова? (Оно пишется раздельно, в два слова.)
Точно так же в два слова пишется так как.
— Запишите эти слова, запомните их написание.
2. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.
— Прочитайте названия спортивных игр.
— Спишите названия в алфавитном порядке. Допишите название еще одной спортивной игры.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Куница — зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.
— Прочитайте текст.
— Определите вид теста. (Текст-описание.)
— Докажите. (Описан внешний вид, особенности поведения животного. В тексте много прилагательных.)
К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет?.
— Прочитайте еще один текст.
Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.
— Определите вид теста. (Текст-повествование.)
— Докажите. (Рассказывается о событиях и действиях.)
К этому тексту можно поставить вопрос что произошло?.
— Прочитайте третий текст.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.
К этому тексту можно поставить вопрос почему? Это текст-рассуждение. Рассуждение — это объяснение какого-либо явления.
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
Упр. 180 (с. 105).
(Устное выполнение с комментированием.)
— Найдите в тексте-рассуждении три части:
1. Мысль, требующую доказательств. (Сова — уникальная птица.)
2. Объяснение, доказательство (Оба глаза “на лице”, поворачивает голову, летает бесшумно, видит и днем, и ночью.)
3. Вывод. (Сова — птица-чудо.)
V. Физкультминутка
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Ну а потом я вырасту,
До лампы дотянусь.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 181 (с. 106).
(Устное выполнение с комментированием.)
VII. Рефлексия
Карточка
1. Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает.
Текст-описание Что произошло?
Текст-повествование Какой?
Текст-рассуждение Почему?
2. Приведи примеры своих текстов.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким текстом мы познакомились?
— На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?
— Из каких частей состоит?
Домашнее задание
Выполнить упр. 182 (с. 106).