Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое лексическое значение слова - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Снег, деревья, пушистый, накрыл.
— Составьте предложение из слов. Запишите его. (Пушистый снег накрыл деревья.)
— Назовите знакомые орфограммы. (Пушистый — ШИ пиши с буквой И, снег — парные согласные на конце слова, деревья — разделительный мягкий знак.)
— Найдите подлежащее и сказуемое. ((Что?) снег — это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Снег (что сделал?) накрыл — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
— Выпишите пары слов. (Снег (какой?) пушистый. Накрыл (что?) деревья.)
2. Словарная работа
(На доске запись.)
ХБЧЕШРПЕФЗЦА
— Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся. (Береза.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Береза — любимое дерево в России. Свое название оно получило от иностранного слова, которое означает “белый”. Так можно запомнить букву Е.
— Как ласково называют березу? (Березка, березонька.)
— Как называют сок березы? (Березовый.)
— Лес из берез? (Березняк.)
— Гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
— Подчеркните во всех этих словах букву Е.
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Отгадай слово”
• Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)
• Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова.)
• Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)
— Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)
— Загадайте любое животное и опишите его.
— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова...)
— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться.
— Прочитайте тему урока.
— На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое лексическое значение слова?)
Упр. 48 (с. 42).
(Фронтальная работа.)
— Прочитайте задание.
— На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них.)
— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно составляют и записывают предложение в тетрадь.)
— Какое предложение записали? О чем говорится в предложении? (Несколько учащихся читают свои варианты.)
Упр. 49 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
Упр. 50 (с. 43).
(Фронтальная работа.)
— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.
— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
VI. Закрепление изученного материала
(“Страничка для любознательных” (с. 44).)
— Прочитайте самостоятельно.
— Что общее у слов лопух, лопата, лопоухий? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает “широкий лист”.)
— Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.
— Какое лексическое значение имеет слово лопух? (Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками.)
Упр. 51 (с. 44).
(Устное выполнение.)
VII. Рефлексия
— Определите слово по его значению.
1) Часть дерева, которая находится под землей и питает растение. (Корень.)
2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)
3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)
4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.)
5) Время года после лета. (Осень.)
— Оцените с помощью “светофора”, как вы поняли новую тему.
Зеленый — хорошо понял.
Желтый — почти все понял.
Красный — не понял.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое новое слово узнали на уроке?
— Что такое лексическое значение?
— Как думаете, все ли слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 52 (с. 44).